Проверку знаний осуществляю различными способами. Когда идет опрос одновременно может говорить только один ученик. А что же остальные? Им остается или слушать или делать вид, что слушают, но дело в том, что руку поднимали одновременно, желая ответить на вопрос многие учащиеся, однако, судьба выбрала не их.
В таких случаях я использую приемы.
- один за другим отвечают у доски несколько человек, продолжая или опровергая ответы предыдущего ученика.
- отвечает один ученик, оценивает с места второй, дополняет третий, готовит письменный ответ четвертый, составляет тезисы ответа на доске пятый.
- опрос по «логической цепочке». Ученики по командам соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом.
- «Игра в случайность». В опрос вводятся элементы случайного выбора. Во время опроса запускаю бумажные самолетики с записанными вопросами в кого попадет.
- Опрос «да и нет». Учитель загадывает объект. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопрос. На эти вопросы учитель отвечает только словами «Да», «Нет», «Да и нет». От некорректного вопроса отказывается жестом. После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными, какие и (почему) слабыми?
Например:
а) Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему?
(Полярная ночь)
б) Загадан город (озеро, море, горы). Какой?
- Опрос «Светофор» это всего лишь длинная полоска картона с одной стороны красная, с другой зеленная. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Зачеты проводятся письменным и устным образом с таким расчетом, чтобы каждый ученик на том уровне учебного успеха, который он себе выбрал, мог бы показать свои знания по всему годовому курсу.
С этой целью предмет делится на темы или разделы, ученик получает соответствующие информационные материалы, задания и вопросники, всю необходимую помощь и по мере готовности сдает зачеты. Зачетом могу предшествовать пробные зачеты (их проводят более подготовленные ученики) или обучающий зачет, который проводит сам учитель или его помощники в виде детального разбора каждой учебной проблемы, которая составляет трудность для ученика. Ученики, которые запустили материал, готовятся к зачету в паре с учеником-консультантом и ему же сдают черновые зачеты.
- Иногда использую сдвоенную контрольную работу или письменный зачет. В первом круге (черновая контрольная работа) при выполнении задания каждый участник может обратиться помощью к учителю или сильным ученикам, во время проведения чистовой контрольной задания повторяются, но подсказки не используются.
- Блиц-опрос. Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй третьему и так далее до последнего ученика. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет право снять вопрос если он не соответствует теме или недостаточно корректен, каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц-опросе, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет у учеников, кто из них хотел бы принять участие в этом учебном действии.
- Учащимся предлагается 25 вопросов, касающихся полностью изученной теме. Затем включаются часы и ученики самостоятельно должны ответить письменно на как можно большое количество вопросов, пользуясь любыми источниками, чтобы получить оценку «З» (нужно ответить не менее чем на 15 вопросов), пользуясь только тетрадью, чтобы получить оценку «4» (нужно ответить не менее, чем на 20 вопросов) и, не пользуясь никакими подсказками, чтобы получить оценку «5» (нужно ответить не менее чем на 22 вопроса). В конце урока группы сдают выполненные работы ассистентам учителя, и они дома подводят итоги выполненных работ.
На уроках использую прием, предполагающий использование карточек-заданий. Это довольно сложный способ обучения, поскольку учитель должен разработать задания, включающие в себя понятийную составляющую, принципы и правила, содержательно-фактический слой, проблемные, исследовательские и творческие задания. Особенностью использования этого приема является необходимость провести через все карточки определенного уровня сложности каждого учащегося, поскольку вырваны из системы и случайно предложенные учащимся карточки не способствуют комплексному обучению.
Например:
а) Соверши путешествие по определенному региону в течение трех месяцев. Предложим путешествие в Японию. Итогом путешествия явится проведение в классе чайной процедуры, показательное выступление по японской борьбе, вам нужно будет сочинить стихи в культуре секу и танку, спеть песню на японском языке, нарисовать гору Фудзияма, рассказать веселые японские истории, сшить себе японскую одежду, нарисовать японский флаг.
б) Напиши письма иностранному другу и сам же напиши ответы на эти письма, стараясь рассказать о нас и о них географически, исторически, общекультурно и интересно.
в) Составь схему-таблицу, в которую занеси все важное, что есть в учебнике.
Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, ...
Разработка занятия по обучению
расчету стоимости дополнительных платных образовательных услуг
В методическом разделе мы осуществим разработку семинара для руководителей ДОУ по обучению расчета стоимости платных образовательных услуг. Цели занятия: обучить вычислению стоимости дополнительных услуг, пояснить особенности данных расчетов; выявить сложности и потенциальные ошибки во избежание их ...
Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей
Проблемы музыкальных способностей - одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности. Значительные трудности в определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.