Образование » Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми » Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 3

При анализе и оценке результатов особое внимание обращалось на распо­ложение фигур на листе. При этом име­ло значение не только то, как близко от фигуры "Я" испытуемый помещал "До­бро" и "Зло". Как считают авторы мно­гих проективных методик, правая сто­рона и верх листа связаны с периодом будущего и реальной действительнос­тью. В этой части листа учащиеся рас­полагают символы, имеющие для них положительную эмоциональную окра­ску, означающие активность и кон­кретные действия.

В то же время левая сторона и низ листа символизируют период прошло­го и мир фантазий. Они также связаны с негативными переживаниями, с не­уверенностью в своих силах и пассив­ностью.

Важное значение придается распо­ложению фигуры "Я". Считается, что, помещая ее в той или иной части листа, испытуемый показывает отношение к самому себе, или самооценку. Так, раз­мещение фигуры "Я" в центральной ча­сти листа говорит о более или менее адекватной самооценке. Если данный символ располагается вверху, это мо­жет свидетельствовать о завышенной самооценке. Соответственно, работы, на которых фигура "Я" находится в нижней части листа, отражают зани­женную самооценку. Отметим, однако, что речь скорее идет о высокой, сред­ней и низкой самооценке, чем о завы­шенной, адекватной и заниженной. Проективная методика показывает лишь эмоциональное отношение школьника к различным сторонам действительности, в том числе и к себе, но она не предназначена для выявления соответствия этого отношения объек­тивной реальности.

Исследование показало, что 7 испы­туемых поместили фигуру "Я" в сере­дине листа. Причем на двух работа эта фигура находится прямо в центре, что говорит о стабильной средней само­оценке. У двух школьников фигура "Я" смещена влево, они относят себя к чис­лу средних и недовольны этим. Речь мо­жет идти о замаскированной высокой самооценке. Три учащихся расположи­ли данный символ справа. Это показы­вает, что реализация важной социаль­ной потребности "быть не хуже дру­гих", "быть как все" связана у них с по­ложительно окрашенными эмоциями.

Десять школьников расположили фигуру, обозначающую понятие "Я", вверху, показывая нормальную для ум­ственно отсталых учащихся 5—6-х классов высокую самооценку. Из них две фигуры находятся посередине, семь — в правой верхней части. У одно­го испытуемого эта фигура помещена слева. Возможно, школьник частично осознает, что его высокая самооценка не вполне соответствует реальным ус­пехам, и это приводит к состоянию эмоционального дискомфорта, кото­рый сглаживается посредством фанта­зий.

У восьми учащихся символ "Я" рас­положен внизу листа, что свидетельст­вует о низкой самооценке. На двух ра­ботах эта фигура посередине, на двух — слева, что говорит о наличии негативных эмоций, о возможности формирования псевдокомпенсаторных образований на почве чувства мало-ценности. У четырех испытуемых фи­гура помещена справа. Соответственно из восьми школьников, показавших низкую самооценку, 2 не испытывают в связи с этим никаких неприятных пе­реживаний, а 4 даже вполне довольны. Считаем, что данный факт говорит о наличии некоего защитного механиз­ма, затрудняющего возникновение у школьников с интеллектуальной недо­статочностью отрицательных эмоций и предохраняющего их от воздействия всевозможных стрессов.

Расположение на листе фигур, обо­значающих заданные понятия, в какой-то мере отражает склонность испытуе­мых к совершению позитивных или негативных поступков, их готовность к выполнению или нарушению норм и правил, регулирующих поведение чело­века в обществе. Например, на 4 рабо­тах фигуры "Я" и "Зло" расположены рядом, а "Добро" помещено в другой ча­сти листа. В данном случае можно сде­лать вывод о некотором отклонении в направлении эмоциональной активнос­ти. Девять испытуемых, напротив, по­местили рядом фигуры "Я" и "Добро". У семи учащихся все фигуры расположе­ны в разных углах. На пяти работах "Добро" и "Зло" помещаются в непо­средственной близости, а фигура "Я" удалена на значительном расстоянии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Показатели по выявлению акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника Шмишека
Протокол № Типы акцентуаций Акцентуированная черта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 10 18 2 18 21 3 21 12 18 12 возбудимость гипертимность, застревающий, тревожный, эмотивность. 2 8 8 10 21 21 9 21 10 21 18 возбудимость гипертимность, тревожность, эмотивность, циклотимность. 4 20 18 12 6 18 12 21 24 18 21 де ...

Педагогические основы нравственного воспитания
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является составной частью компл ...

Сущность и генезис понятия классический университет
Согласно определению, данному в постановлении Кабинета министров от 5 сентября 1996 года. Классический университет — это многопрофильное высшее учебное заведение, готовящее специалистов по широкому спектру естественных, гуманитарных, технических и других направлений. Кроме того, в таком вузе провод ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru