В психологических тренингах для педагогов и школьных психологов оказалось весьма продуктивным использование приемов работы и с любимыми и не любимыми сказками. Продуктивным, прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своих отношений к героям сказки, но порой актуально существующих отношений с реальными людьми.
Описанная ниже игра работает на сплочение группы, на развитие творческого воображения участников, на формирование навыков эффективной коммуникации, на развитие эмпатии.
Это упражнении е можно использовать в процессе тренинговых занятий со старшеклассниками на этапе достаточной зрелости группы. Это не отдельное упражнение, а система процедур, полностью занимающая трехчасовое занятие.
1 этап. После традиционных ритуалов приветствия ведущий разбивает группу на несколько подгрупп по четыре человека. Им дается задание невербально инсценировать какую-нибудь общеизвестную сказку так, чтобы остальные участники могли узнать сказку. Время на подготовку – пять минут. Это оказывается вполне достаточно. Опыт показывает, что есть определенные сказки, дружно инсценируемые чуть ли не всеми подгруппами. Чтобы исключить малоинтересные повторения, можно переубедить участников не брать для показа. «Репку» (именно эта сказка встречается чаще всего, в связи с легкостью инсценирования).
2 этап. – Любимая сказка.
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает назвать любимую детскую сказку. Сообщения фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет дли речью о сказке. Которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства.
3 этап. – Нелюбимая сказка. После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам, оказывается, трудно вспомнить нелюбимую сказку, большинство людей с готовностью называют сказки значительно активней, чем в случае любимых. Последний факт наводит на размышления необходимости специальной психологической работы с нелюбимыми сказками. Если влияние любимых сказок детства на проблемы, актуализировавшиеся во взрослом возрасте, на развитие личности и целом на формирование жизненного сценария описано в специальной литературе, то значении е нелюбимых сказок для психического развития изучению недостаточно.
4 этап любви – Анализ причин.
Ведущий организует обсуждение, предлагаемая участникам тренинга следующие вопросы:
1) Почему вам нравится именно эта сказка?
2) Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
3) Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
4) Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?
5) Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?
Среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке, а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм герой и плохой конец сказочной истории.
Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношение набора авторских и народных сказок. Среди нелюбимых сказок постоянно безусловное первенство держат сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», «Дюймовочка», «Русалочка». В списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.
5 этап – Постановка. Обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. Если никаких совпадений в списках нет или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.
В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет руководителями, имеющими право набрать команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду.
Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку мили ряд сцен по-своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – не менее получаса. Каждой «группе» - нужно предоставить отдельное помещение для репетиции.
Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся
1-х классов
В целях определения степени подготовленности детей шестилетнего возраста (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены контрольные срезы в первых классах общеобразовательной школы №З г. Энергодара Запорожской области (всего охвачено 92 человека) с учетом ряда общих и специа ...
Русская историко-методическая мысль конца ХIХ – начала ХХ вв. О целях изадачах школьного исторического образования
В конце ХIХ – начала ХХ вв. усилившиеся в России модернизационные процессы затронули и сферу образования, развивавшуюся в этот период с небывалой для него быстротой и силой. Основными факторами этого развития были резко возросшие потребности страны в образовании, общественная деятельность в области ...
Особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в
условиях Дома ребенка
Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимуществе ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.