Образование » Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка » Особенности психомоторного развития детей раннего возраста

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста

Страница 11

Психомоторное развитие ребенка от года до трех лет.

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Между первым и третьим годом ребенок расстается с инфантильными способами приспособления и активно отстаивает свое особое место в мире. В этом периоде быстро развиваются его речь, мышление и т. п. Параллельно совершенствуются навыки восприятия и двигательная сфера, усложняются межличностные отношения.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению; в развитии наглядно-действенного мышления и пр.

Моторное развитие

Возрастной этап от 1 года до 1.5 лет характеризуется дальнейшим развитием самостоятельной ходьбы, хотя многие дети одновременно с ходьбой продолжают еще ползать и иногда используют ползание как основное средство передвижения. Способы ползания совершенствуются и варьируются, однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположную сторону туловища и плеч, туловища и таза (контрротация); дифференциация движений плеч от движений рук и туловища, и движений ног от движений таза.

Эти компоненты были уже частично освоены ребенком на первом году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки.

Некоторое время еще продолжается ходьба «боком». Ребенок 12-15 месяцев при ходьбе может оторвать руку от опоры, но он еще не в состоянии из этого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку, расположенную сзади (это становится возможным к концу данного этапа).

В вертикальном положении ребенок еще не может полностью выпрямить бедра, в связи с чем он стоит «животом вперед», ноги несколько развернуты. При движении вперед ребенок достаточно интенсивно сгибает ноги, боковые движения стоп минимальны, и ребенок всей стопой касается пола. Длина начального шага очень мала, и ребенок быстро перемещает центр тяжести с одной ноги на другую, сохраняя равновесие при помощи отведенных в сторону рук. При этом выпрямление шеи и верхней части спины компенсирует недостаток выпрямления бедер.

К 1,5 годам ребенок начинает передвигаться по-новому: согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук от плечевого пояса, формируются согласованные движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

Совершенствование устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), что способствует появлению пяточно-пальцевой формы шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы — так называемый перекат. На этом этапе происходит дальнейшее развитие манипулятивной деятельности. К году ребенок овладевает игровыми действиями, требующими симметричных и координированных движений обеих рук; например, он гремит одновременно двумя игрушками, находящимися в правой и левой руке. Однако, в этом возрасте ребенок предпочитает пользоваться одной рукой, используя другую лишь для поддержания предмета.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Похожие публикации:

Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению
Обучение учащихся выразительному чтению, т. е. умению произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество. Выразитель ...

Музыкальный вкус современной молодежи
Изучение музыкальных вкусов среди населения одна из приоритетных задач деятельности культурно-досуговых учреждений. Музыкальные кумиры – кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения, потому как эти вкусы формируют личность ...

Методика раскрытия конкретного арифметических действий в начальных классах
В начальном курсе математики арифметические действия над целыми неотрицательными числами является центральной темой. Основная цель изучения этого раздела программы – выработать у учащихся начальных классов умения решать арифметические действия и задачи. Изучение конкретного смысла арифметических де ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru