Образование » Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка » Особенности психомоторного развития детей раннего возраста

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста

Страница 3

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

У здорового доношенного новорожденного выражена так называемая утробная поза: руки согнуты во всех суставах, прижаты к туловищу, большие пальцы лежат под четырьмя остальными; ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание (передние отделы стоп несколько приподняты); выражена кривизна позвоночника.

Такая поза определяется преобладанием мышечного тонуса в сгибателях конечностей над тонусом в разгибателях, причем тонус в руках выше, чем в ногах.

Спонтанные движения у здорового новорожденного проявляются в периодическом сгибании и разгибании ног, их перекресте, отталкивании от опоры в положении на животе и на спине. Движения в руках совершаются главным образом в локтевых и лучезапястных суставах без отведения в плечевых суставах. Это проявляется в том, что руки, сжатые в кулаки, двигаются на уровне груди. Иногда эпизодически можно наблюдать так называемую ручно-ротовую схему, когда руки приближаются ко рту и ребенок начинает сосать пальцы. Кроме этих основных движений иногда наблюдается небольшой поворот головы в сторону.

Спонтанные движения новорожденного импульсивные, резкие, толчкообразные.

В последующие месяцы характерно постепенное уменьшение сгибательного тонуса в конечностях. Это проявляется в уменьшении сопротивления при пассивном разгибании рук и ног, в увеличении объема спонтанных движений, в изменении позы ребенка. Для ребенка 2—3 месяцев, лежащего на спине, характерна сгибательная поза, но она уже не так сильно выражена, как в период новорожденности.

К концу третьего месяца жизни по мере созревания центральных двигательных механизмов начинают формироваться реакции выпрямленяя туловища, которые в дальнейшем наряду с мышечным тонусом будут определять позу ребенка и развитие произвольных движений.

Моторное развитие идет в направлении от головы к нижним конечностям. Вначале у ребенка все более и более укрепляетс контроль за положением головы, появляется возможность поднимания и поворотов в положении на животе с опорой на разогнутые кисти рук. Это усиливает ощущение рук и создает условия для их рассматривания а затем и прослеживания при движении.

На этом этапе преобладают симметричные движения положении ребенка на животе и асимметричные — в положении на спине. Лежа на спине, ребенок поворачивает голову в одну сторону, обычно в сторону, с которой чаще всего подходит к нему взрослый. Поэтому ребенок чаще наблюдает людей и окружающие предметы в боковом поле зрения. Движения глаз сопровождаются поворотами головы.

В 3 месяца становятся более дифференцированными движения рук. Так, если на втором месяце жизни сгибание в локте приводило к сгибанию пальцев, то к третьему месяцу ребенок уже может временами сгибать руку без сгиба пальцев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в условиях музыкально-игровой деятельности
Формирующий эксперимент предполагал применение музыкально-игровой драматизации в учебном процессе в целях формирования музыкально-творческих способностей личности младших школьников. Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по ре ...

Моделирование педагогической практики
Образовательная концепция Развивающего Обучения (основными авторами которой являются Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин) представляет собой целостное теоретическое построение, опирающееся на деятельностный подход в философии и на культурно-историческую концепцию в психологии. Результатом р ...

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе
Многие специалисты - филологи, любители русской словесности, озабочены резко усиливающимися англоязычными влияниями. Второй - фактор это суждение влияния русского языка в мире, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а, следовательно, снижения уважения к русскому языку в мире и в самой России. Для ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru