Образование » Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка » Основные виды депривации, влияющие на психическое развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Основные виды депривации, влияющие на психическое развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Страница 2

Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка, то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов и Домов ребенка замечались многими. Как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX в. Этот феномен, впервые систематически описанный и проанализированный американским исследователем Р. Шпитцем, был им назван феноменом госпитализма. Суть его в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, в частности от бедной стимульной среды.

Двигательная депривация

С последствиями двигательной депривации сталкиваются всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней.

У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. Если они не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких двигательных, речевых и социальных достижений, как манипулирование игрушкой, указательно-просительные движения, улыбка, крик и вокализация (произнесение звуков, слогов, лепетание), многие из этих детей на собственном опыте убеждаются в том, что их попытки влиять на окружение ни к чему не приводят, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации.

Ситуации изоляции, сенсорного голода и двигательной активности, отсутствия контакта с внешним миром также вызывают у человека психические нарушения и другого рода проблемы. У него обнаруживаются расстройства в мыслительной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Особенно тяжелы последствия двшательной депривации для детей.

Дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, сильно отстают в овладении такими основными умениями, как умение сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможности тренироваться в этом. Почти при полном отсутствии стимулирования извне наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии. Дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может прорываться взрывами ярости и агрессивности.

Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может продолжаться целыми часами, наблюдали многие исследователи именно у маленьких детей из закрытых детских учреждений, условиями содержания лишенных возможности нормально двигаться.

Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны — необходимо создавать условия, способствующие развитию двигательной активности ребенка. Ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению.

Эмоциональная депривация

В течение жизни большинство людей вовлечены в значимые межличностные отношения. Первая, бесспорно наиболее важная связь устанавливается между младенцем и матерью или тем, кто заботится о ребенке. Связывающие их узы становятся заметно прочнее к тому времени, когда ребенку исполняется 8—9 месяцев. Психологи, описывая эти первые отношения, пользуются термином привязанность, подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями. На самом деле привязанности возникают у всех людей и, естественно, влияют на их эмоциональную жизнь на протяжении всей жизни.

Эмоции новорожденных ограничиваются дистрессом и ненапряженным интересом, но уже вскоре ребенок начинает проявлять целый спектр эмоций, таких как печаль, гнев, отвращение и удовольствие. Они возникают и наделяются определенным значением в процессе взаимоотношений младенца с окружающими его людьми. В течение второго года жизни начинают появляться социальные эмоции: гордость, стыд, смущение, вина и сочувствие — по мере того, как начавший ходить ребенок достигает большего понимания себя и других.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Технологический подход как основа формирования у будущих специалистов среднего медицинского звена профессионального интереса
Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план, как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования. Осознание необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей огра ...

Противоречия между содержанием проекта и условиями его реализации
Как говорилось выше (в первой главе) в современной ситуации реализации развивающего обучения остро встает вопрос о соотношении «реального РО» с его проектом. Первостепенное значение вопрос имеет, прежде всего, для школьной практики. На сегодняшний день реализация проекта Развивающего Обучения на ма ...

Пути развития классического университета Украины за годы независимости
Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих п ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru