Образование » Система занятий по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным искусством Дагестана » Региональный компонент в инновационных программах дагестанских ученых-педагогов

Региональный компонент в инновационных программах дагестанских ученых-педагогов

Страница 1

Дагестанские народные художественные и ремесленно- декоративные промыслы являют собой заметный и общепризнанный потенциал в традиционной культуре не только нашего региона, но и в общем, многонациональном наследии Российской Федерации. Такие яркие и, добавим, гармонически сочетающие в себе утилитарные и эстетические достоинства образцов ювелирного искусства кубачинских и гоцатлинских ювелиров, табасаранских ковровщиц (отметим в ворсовой, сложной технологии), унцукульская насечка металлом по дереву (со сложным учетом сочетания декоративных и технологических свойств материалов) приобрели заслуженную известность во всем мире.

Между тем это лишь квинтэссенция, обобщение повседневного, регионально дифференцированного всеобщего в недавнем прошлом народного художественного творчества. Эстетически- культурной базой его является опыт десятков и сотен тысяч мастеров различных специальностей. По уровню концентрации на достаточно ограниченной территории исторически сложившихся центров народного художественного творчества мировая эстетическая и искусствоведческая наука справедливо относит Дагестан к уникальному территориально-этническому образованию, а комплекс его народов по достоинству относит единственному в своем отношении хранилищу традиций народных мастеров художников.

Многочисленные народы Дагестана (академик Н. Я. Марр приближал и количество к ста) с древних времен создавали и, что особенно важно, создают уникальные произведения и памятники искусства. Сохранились и изучены из них, естественно, немногие, не и то, что стало общим достоянием, дает нам право судить о широком развитии в Дагестане народных искусств и художественных ремесел.

Всемерное возрождение народных полузабытых традиционных художественных промыслов и их бережная поддержка создает базу для подготовки кадров предприятий народных художественных промыслов.

По решению Правительства Республики Дагестан во многих школах, исходя из региональных особенностей нашей республики, введено обучение на урок труда эстетическим критериям, обусловленным технологическими приемами навыками изготовления изделий декоративно- прикладного искусства, присущим для Дагестана.

Основополагающая цель таких занятий: сформировать эстетическое отношение учащихся к явлениям и предметам окружающей действительности, научить их чувствовать и творчески воспринимать прекрасное, воспитать интерес и любовь к искусству, развить художественный вкус учащихся.

Работа Раджабова И.М. и Гамзатова Г.К. «Декоративно-прикладное творчество в системе художественно- эстетического образования учащихся», предлагает широкое, и по мере возможности, глубокое ознакомление учителей и учащихся средней общеобразовательной школы с историей народного искусства, орнаментом, как первичным его проявлением (на столь богатом материале как многообразнейший потенциал народных традиций Дагестана), композиционными закономерностями и, в качестве образца, работами признанных мастеров.

Разделы в работе посвящены наиболее популярным (историческим, эстетическим и экономическим) заслуживающим признания видам ремесел- ювелирному искусству в его разнообразных проявлениях (ковка, скань, насечка и мн. др.), резьбе по дереву и унцукульской насечке, ворсовому ткачеству. Добавим, что предметы народных промыслов при несомненных художественных достоинствах сохраняют чисто утилитарное назначение и по сей день широко используется в быту.

Нельзя не сказать, что художественные ремесла приобрели в Дагестане на протяжении длительного исторического периода столь широкое распространение, что исчерпывающе рассказать о них в объеме данной работы никак не представляется возможным. Учитель, в процессе собственного воспитания и образования (семья, школа, высшее или специальное учебное заведение) способен в достаточном объеме усвоить общечеловеческие и, на основе личного опыта, местные, региональные художественные достижения столь характерных в своем творческом выражении центров как Кубачи, Кумух, Балхар, Унцукуль, Дербент и пр. Следует констатировать, что в конце прошлого века в Дагестане плодотворно функционировали более тридцати производств ювелирных и оружейных (но, при гармоническом сочетании функциональных и эстетических свойств) «народных артелей» производств.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Педагогическое мастерство учителя – понятие и сущность
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Определенный педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Поражает то, что в любом из них под ...

Содержание и организация процесса сопровождения
То, что учить разных детей одинаково нельзя - истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми. Есть ли у вас в классе одарённые дети? Как их выявить? Как учить? Что считать одарённостью? По мнению ученых, количество явно или неявно одарённых де ...

Организация режима жизни детей. Закаливающие процедуры. Специальные упражнения по развитию движений
Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Известно, что ребенок раннего возраста нуждается в особом уходе, направленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детей в этом возрасте во многих ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru