Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыков, выработки хорошего художественного вкуса. Народные мастера достаточно тонко и точно понимали психику ребенка и подростка, четко и продуманно учитывали ее особенности и индивидуальные свойства при выборе способов и методов приобщения детей и подростков как к труду, так и к непосредственной творческой деятельности. Процесс создания художественно-декоративных изделий приравнивался по своей значимости к любому созидательному или ратному труду. Мастера, украшающего оружие, уважали и почитали отнюдь не меньше, чем воина, поднявшего это оружие на защиту Родины.
До сего дня в таких всемирно известных центрах народного декоративного искусства Дагестана как с. Балхар, с. Кубачи, с. Унцукуль, г. Дербент и др. можно констатировать, что мастер- ремесленник, изготовляющий декоративно украшенные предметы быта или ювелирные изделия, пользуется никак не меньшим, если не большим уважением и почетом, чем землевладелец, педагог, механизатор, инженер и т. д.
Процесс обучения народным мастером своих учеников- детей и подростков - строился на простом и действенном принципе: это последовательное развитие наблюдательности, правильная « постановки руки», обучение техническому мастерству с обязательным стремлением сохранить и развить индивидуальность каждого конкретного ученика. Важно отметить, что мастера, как правило, вводили в процесс обучения элемент игры, что, во-первых, делало его менее утомительным, а во- вторых, придавало обучению своего рода соревновательность, азарт, столь свойственный детскому и подростковому возрасту. Таким образом, детей и подростков приобщали к искусству, к творческой работе отнюдь не в разрез их интересам и потребностям.
Нельзя забывать и о том, что процесс обучения проходил в локальной, достаточно замкнутой общественно- социальной структуре (селение, аул), где весьма действенным фактором как нравственного, так и трудового воспитания было общественное мнение. Мастер пользовался почетом и уважением, лентяй, неумеха подвергался осмеянию и не мог рассчитывать занять сколько-нибудь достойное место в обществе.
Этот беглый обзор традиционно сложившихся в Республике Дагестан путей и методов приобщения детей и подростков к народным эстетическим и этическим идеалам, практической художественной деятельности позволяет, на наш взгляд, прийти к естественному выводу, что обращение к опыту народной педагогики, без всякого сомнения, значительно обогатит комплекс обучающих приемов современного педагога любого уровня - от детского сада до высшего учебного заведения.
Вместе с тем особо хотелось бы подчеркнуть, что существует большое количество монографий о признанных мастерах классического изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней. Репродукции их работ растиражированы в огромном количестве, даже порой утрачивая заложенный в подлиннике эстетический потенциал. К сожалению, творения народных художников известны лишь сравнительно ограниченному кругу людей, что, естественно, умаляет их воспитательное и обучающее значение. Считаем, что до сих пор не в должной степени освещен и освещается как в печати, так и в других средствах массовой информации- богатейший художественный багаж предшествующих поколений. В значительной мере этот упрек можно отнести и к средней общеобразовательной школе. Между тем произведения народных мастеров можно смело приравнивать к работам общеизвестных классиков.
Что и как преподаватель может использовать из богатейшего арсенала родной педагогики (конкретно - творчества народных мастеров) в художеств! ном образовании и эстетическом воспитании школьников?
Во-первых, он должен четко определить, что включает в себя обучающий потенциал народной педагогики.
Во-вторых, понять, какие формы, методы и приемы обучения народный мастер использовал в процессе обучения. Важно при этом учитывать, какую технику и связанную с ней технологию и инструментарий использовал мастер практической работе.
В-третьих, какие наглядные средства использовал учитель в обучении подрастающего поколения с учетом преемственности позитивных традиций.
В-четвертых, понять, как народный мастер (учитель) учитывал творческий потенциал ребенка с дифференциацией по половому признаку и изначальному опыту.
Прежде всего, в обучающий потенциал народного мастера входит многолетний опыт поколений, базирующийся на экономических и эстетических потребностях общества.
В педагогическом плане основополагающими формами и методами служили наглядный показ и объяснение. В качестве наглядных пособий в обучении мастерству использовались, в основном, образцы изделий народных мастеров. При этом важным обучающим фактором служило объяснение объективных природных закономерностей.
Лингвистические основы методики обучения пунктуации в процессе
обучения русскому языку
Для методики обучения учеников младших классов правилам пунктуации являются исходные положения о языке как средстве общения, о речи, складывающейся из звуков, слов, словочетаний и предложений. Содержание и характер изучаемого материала в начальных классах определяются прежде всего наукой о языке. « ...
Педагогическая мысль в трудах отечественных педагогов в России в начале XIX века
В статье "Литературные мечтания" (1834г.) уделяется много внимания проблемам народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального прогресса. "Надобно, чтобы у нас п ...
Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х
классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности
Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно- творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка. Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постанов ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.