Для того чтобы воспитатель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих воспитанников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным). Следует полагать, что в зависимости от того, кто оценивает профессионально-личностные значимые качества воспитателя, они будут по-разному представлены
Цель экспериментальной части исследования - изучить психологических аспектов деятельности воспитателей детских дошкольных учреждений на основе экспериментального материала.
Предмет экспериментальной части исследования - количественный и качественный анализ профессиональных, социально-психологических и личностных характеристик воспитателей детских садов, необходимых для осуществления эффективной педагогической деятельности.
Объект экспериментальной части исследования - психологические аспекты деятельности воспитателей детского сада.
Задачи экспериментальной части исследования:
обоснование выбора экспериментальных методик;
проведение эксперимента;
выявление стиля педагогического общения, профессиональных качеств педагога дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическая работа воспитателя способствует оптимизации стиля педагогического общения, развитию профессиональных качеств педагогов ДОУ и его педагогического коллектива.
Эмпирическую базу составили воспитатели детского сада №228 г. Москвы.
Основные методики, используемые в исследовании:
методика "Продолжи предложение"
методика ""Моя воспитательница"
методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми"
В процессе проведения опроса у респондентов каждой из выборок проблем не возникало, основные вопросы были связаны с правильность оформления опросных листов. Вопросов связанных с интерпретацией вопросов у участников эксперимента не было.
Результаты эксперимента обработан в соответствии с ключами прилагаемыми к методикам, а полученные показатели подвергнуты количественному анализу на основе сравнения сводных показателей с критериальными значениями.
На основе данных сделаны качественные выводы, позволяющие сделать заключение об основных психологических аспектах деятельности воспитателя дошкольного учреждения.
Описание методик исследования
В экспериментальном исследовании приняли участие все воспитатели одного из дошкольных образовательных учреждений (частного детского сада) и детского сада №228 г. Москвы, дети в количестве 10 человек старшей группы.
Для психодиагностики были использованы:
методика "Продолжи предложение"
методика "Моя воспитательница"
методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с деть ми"
Методика "Продолжи предложение"
Были даны детям предложения типа: "Я люблю своего воспитателя, потому что он…". Предлагались качества педагога-воспитателя, которые необходимо было расположить по степени важности. Предложение "Мне не нравится в воспитателе…"должно быть дополнено следующими вариантами: `что он ругается", "злость", "строгость", "что у него иногда выходит терпение". Предложение "Мне нравится, когда воспитатель…" имело следующее предложения: "добрый", "терпеливый", "говорит", "объясняет", "интересно ведет уроки", "красивый", И не нравится, когда воспитатель: "расстроен", "злится", "ругается", "кричит", "повышает голос", "не спрашивает меня".
Методика "Моя воспитательница"
Цель: изучение отношения детей к воспитателю.
Старших дошкольников просили нарисовать свою воспитательницу Е. И.
Результат исследования оценивался исходя из:
а) графического расположения
б) использование цветовой гаммы
в) комментарий ребёнка во время рисования и после.
Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы - Н. А.
Методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми"
Инструкция воспитателю.
Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;
б) говорить только то, что захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:
а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;
б) представите самим детям разбираться в проблеме;
в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:
Технология конструирования пед.процесса. Планирование как результат
конструктивной деят-ти педагога
Одним из решающих усовий успеха пед.процесса яв-ся структурирование, вкл.в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деят-ти. На этих этапах можно выделить осн.виды деят-ти педагога, направленные на конструирование седержания, средств и программ действий. Соответственно, т ...
Специфика образовательного сервиса в Финляндии. Среднее
образование
Конституция определяет: каждый гражданин Финляндии имеет право учиться. Школа делится на две ступени: начальную и среднюю, которую обязаны закончить все. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питаниерв ...
Виды стилей деятельности учителя
Наиболее характерны следующие четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.