Образование » Психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном учреждении » Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении

Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении

Страница 1

Для того чтобы воспитатель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих воспитанников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным). Следует полагать, что в зависимости от того, кто оценивает профессионально-личностные значимые качества воспитателя, они будут по-разному представлены

Цель экспериментальной части исследования - изучить психологических аспектов деятельности воспитателей детских дошкольных учреждений на основе экспериментального материала.

Предмет экспериментальной части исследования - количественный и качественный анализ профессиональных, социально-психологических и личностных характеристик воспитателей детских садов, необходимых для осуществления эффективной педагогической деятельности.

Объект экспериментальной части исследования - психологические аспекты деятельности воспитателей детского сада.

Задачи экспериментальной части исследования:

обоснование выбора экспериментальных методик;

проведение эксперимента;

выявление стиля педагогического общения, профессиональных качеств педагога дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическая работа воспитателя способствует оптимизации стиля педагогического общения, развитию профессиональных качеств педагогов ДОУ и его педагогического коллектива.

Эмпирическую базу составили воспитатели детского сада №228 г. Москвы.

Основные методики, используемые в исследовании:

методика "Продолжи предложение"

методика ""Моя воспитательница"

методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми"

В процессе проведения опроса у респондентов каждой из выборок проблем не возникало, основные вопросы были связаны с правильность оформления опросных листов. Вопросов связанных с интерпретацией вопросов у участников эксперимента не было.

Результаты эксперимента обработан в соответствии с ключами прилагаемыми к методикам, а полученные показатели подвергнуты количественному анализу на основе сравнения сводных показателей с критериальными значениями.

На основе данных сделаны качественные выводы, позволяющие сделать заключение об основных психологических аспектах деятельности воспитателя дошкольного учреждения.

Описание методик исследования

В экспериментальном исследовании приняли участие все воспитатели одного из дошкольных образовательных учреждений (частного детского сада) и детского сада №228 г. Москвы, дети в количестве 10 человек старшей группы.

Для психодиагностики были использованы:

методика "Продолжи предложение"

методика "Моя воспитательница"

методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с деть ми"

Методика "Продолжи предложение"

Были даны детям предложения типа: "Я люблю своего воспитателя, потому что он…". Предлагались качества педагога-воспитателя, которые необходимо было расположить по степени важности. Предложение "Мне не нравится в воспитателе…"должно быть дополнено следующими вариантами: `что он ругается", "злость", "строгость", "что у него иногда выходит терпение". Предложение "Мне нравится, когда воспитатель…" имело следующее предложения: "добрый", "терпеливый", "говорит", "объясняет", "интересно ведет уроки", "красивый", И не нравится, когда воспитатель: "расстроен", "злится", "ругается", "кричит", "повышает голос", "не спрашивает меня".

Методика "Моя воспитательница"

Цель: изучение отношения детей к воспитателю.

Старших дошкольников просили нарисовать свою воспитательницу Е. И.

Результат исследования оценивался исходя из:

а) графического расположения

б) использование цветовой гаммы

в) комментарий ребёнка во время рисования и после.

Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы - Н. А.

Методика "Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми"

Инструкция воспитателю.

Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;

б) говорить только то, что захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:

а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;

б) представите самим детям разбираться в проблеме;

в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Технология конструирования пед.процесса. Планирование как результат конструктивной деят-ти педагога
Одним из решающих усовий успеха пед.процесса яв-ся структурирование, вкл.в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деят-ти. На этих этапах можно выделить осн.виды деят-ти педагога, направленные на конструирование седержания, средств и программ действий. Соответственно, т ...

Специфика образовательного сервиса в Финляндии. Среднее образование
Конституция определяет: каждый гражданин Финляндии имеет право учиться. Школа делится на две ступени: начальную и среднюю, которую обязаны закончить все. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питаниерв ...

Виды стилей деятельности учителя
Наиболее характерны следующие четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru