Образование » Организация самостоятельной работы студентов » Формы организации самостоятельной работы студентов

Формы организации самостоятельной работы студентов

Страница 1

Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, но чаще всего она находит свое выражение в виде самых различных «домашних заданий», даваемых на длительный срок (семестр) или сравнительно короткий срок (неделя, месяц). Это — решение задач и примеров, выполнение расчетно-графических работ, курсовых проектов и работ, переводов; подготовка рефератов для семинаров и просеминаров, постановка и проведение различных экспериментов и т. п. Наиболее серьезной и ответственной является дипломная работа или дипломный проект, завершающие курс обучения в высшем учебном заведении.

Как видно из этого краткого перечня, одни работы самым тесным образом связаны с теоретическими курсами (например, решение задач, расчетно-графические работы и др.), а другие, имея; своей основой комплекс пройденных дисциплин, достаточно независимы от отдельных дисциплин (например, курсовые и дипломные проекты). Тесная связь работ со строго определенными дисциплинами придает им ярко выраженный учебный характер, тогда как работы, не зависящие от определенных курсов, получают в известной мере учебно-исследовательский или обобщающий характер. Поэтому некоторые кафедры особенно ценят курсовые работы, тематику которых можно значительно расширять в соответствии с научно-учебными задачами специальности и связывать не с одной, а с несколькими дисциплинами.

Чтобы облегчить труд студентов и содействовать установлению постоянного ритма их работы, многие высшие учебные заведения планируют в общем виде обязательную самостоятельную работу, требующую большой затраты времени на ее выполнение. Наиболее удачные и проверенные формы такого планирования на протяжении многих лет установились в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана и Московском энергетическом институте, хотя это ни в какой мере не умаляет высокого качества планирования самостоятельной работы во многих других высших учебных заведениях. Но МГТУ и МЭИ в свое время выступили инициаторами планирования самостоятельной работы и успешно продолжают его по настоящее время, совершенствуя из года в год формы планирования.

В этих высших учебных заведениях, как, впрочем, и во многих других, составляются на семестр так называемые графики самостоятельной работы студентов. Графики с приложением семестровых учебных планов, достаточно подробных учебных программ на семестр с краткими указаниями по самостоятельной работе размножаются и раздаются в начале семестра студентам, преподавателям, кафедрам и учебно-вспомогательным учреждениям вуза.

Содержание графиков и степень их подробности далеко не одинаковы в различных высших учебных заведениях.

Московский энергетический институт дает подробные графики на младших курсах, считая, что студенты первого курса в наибольшей' мере нуждаются в руководстве, тогда как, естественно, студенты четвертого и пятого курсов вполне ориентированы в условиях учебной работы и могут удовлетвориться указанием срока представления наиболее важных самостоятельных работ.

Некоторые споры вызывает вопрос о том, следует ли давать в графике тематику работ или же достаточно указать наименования дисциплин и сроки выполнения отдельных работ. Многие преподаватели считают, что тематику работ студенты должны знать, но помещать ее в график не следует, так как это усложнит его и сделает «необозримым»; целесообразнее, давать ее в программах или сообщать студентам через кафедры.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста
Один из самых важных моментов в развитии личности школьника – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У младшего школьника возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьм ...

Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников. Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мы ...

Образовательный сервис в России
Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в феде ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru