Например, если ребенок читает слоговым способом, то с ним нужно начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов, тексты читать в небольшом объеме. Если ребенок читает по слогам и целыми словами, то с ним нужно начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объем текстов можно увеличить. Понемногу ребенок начинает читать целые слова и группы слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. добиться навыка чтения.
Схематично его можно представить следующим образом:
1. Слог+слог
2. Слог+слово
3. Слово+слог
4. Целое слово (группы слов).
Дети по-разному справляются с этой задачей: кто быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждом этапе. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.
Постепенно ребенок читает все лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который следит за динамикой чтения, сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени. Психологами доказано, что скорость чтения и ее динамика связаны между собой: у детей, которые читали со скоростью 20 слов в мин. и меньше, скорость чтения увеличивалась медленнее, чем у детей, которые читали 70 слов (30 слов) в мин.
Как уже было указано, в техническую сторону входит и правильность чтения. Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок допускает ошибки.
На слоговом этапе ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует букве.
На втором этапе (слог+слово) могут быть ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Кроме того, ребенок читает орфографическим способом (как пишется). Но уже необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение: просить ребенка произнести слово так, как оно произносится.
На третьем этапе (слово+слог) необходимо преодолевать орфографическое чтение. Ребенку легче справиться с этой проблемой, так как он уже читает целыми словами с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (слог) по смыслу и произносить правильно. Доказано, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость, чтение становится плавным, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.
В основе этого желания лежит способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т. е. такая сторона, как осознанность.
Этому компоненту принадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание.
Понимание прочитанного подразумевает осознание учеником значения всех слов. А это требует соответствующего словарного запаса, умения правильно строить предложения, уяснения смысловой связи между ними. Получается, что осознанность определяется не только технической стороной навыка (способом, которым читает ребенок), но и уровнем развития речи. Это взаимосвязанный процесс: чем больше читает ребенок, тем лучше развита у него речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и глубже осознание прочитанного.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладания игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и у ...
Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов
На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо, прежде всего, показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создае ...
Резюме
Приведенная выше характеристика детей 6-8 лет, а также раскрытие применения игрового метода и различных музыкальных игр позволяют предположить возможным использование специально подобранных музыкальных игр для воспитания выразительности юных гимнасток. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, чт ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.