В настоящее время принципиально изменяются требования к качеству среднего профессионального образования в целом и качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики России. Условия высокотехнологичных и инновационных производств требуют от работников широты общего и профессионального кругозора, способности осваивать все новые и новые виды профессиональной деятельности, быстро ориентироваться в ситуации новых экономических, технологических и организационных изменений, осваивать новое содержание, формы и способы труда. Сегодня востребованы такие умения, как: принимать решения, работать в команде, использовать информационно-коммуникационные технологии, постоянно повышать профессиональную квалификацию.
Развитие образовательных учреждений системы среднего профессионального образования обусловлено перспективами развития социально-экономической сферы региона, сложившейся структурой занятости населения в основных отраслях хозяйства, тенденциями рынка труда, демографической ситуацией. Изменяется структура управления образовательными учреждениями - появляются общественно-государственные формы управления (Попечительские, Наблюдательные, Управляющие советы). Введение новых стандартов на компетентностной основе требует пересмотра и перепроектирования всего процесса обучения и учебной среды образовательных учреждений. Новые механизмы финансирования и внедрение новых форм хозяйствования на принципах автономии способствуют расширению спектра образовательных услуг и повышению их качества в соответствии с наличными и перспективными потребностями регионального рынка труда.
Однако реализуемые сегодня модели оценки качества образовательных услуг не являются инструментом управления и развития образовательной деятельности, направленной на опережающее развитие кадрового потенциала экономики региона.
Большая часть исследований посвящена изучению вопросов оценки качества с точки зрения государственных органов управления образования и самооценки образовательных учреждений общего и высшего профессионального образования. Исследования в основном касаются различных аспектов, систем, моделей оценки качества федерального, регионального и муниципального уровней общего образования, и в значительно меньшей степени - учреждений среднего профессионального образования.
Анализ подходов позволил выделить ряд продуктивных идей, связанных с оценкой качества:
- ориентация в оценке качества на самооценку обучающихся (А.М. Новиков, Н.Ю. Посталюк);
- привлечение к проведению процедур оценки качества институтов гражданского общества (О.Ф. Батрова, В.Г. Бацын);
- делегирование функции оценки качества управляющим советам (А.М. Моисеев, А.А. Седельников, И.В. Клемешова, О.Г. Кондратьева, С.Г. Косарецкий);
- специально организованное обучение общественных управляющих (А.Б. Бакурадзе, А.А. Седельников, Н.В. Акинфиева, А.П. Владимирова);
- активные формы организации экспертизы качества образования (А.Н. Тубельский, А.Г. Каспржак, Н.Б. Крылова, Н.Ю. Конасонова, О.Е. Лебедев, Т.Г. Новикова) и общественной аккредитации (Е.Я. Коган, В.А. Прудникова, Ю.А. Ферапонтова).
Анализ показал, что разработаны различные аспекты оценки качества образовательных услуг, но отсутствует целостный взгляд на оценку качества с точки зрения потребителя образовательных услуг. Проблема теоретического обоснования модели оценки качества как основы развития учреждений среднего профессионального образования в ответ на изменяющиеся потребности заинтересованных в профессиональном образовании сторон является актуальной.
Сущность проблемного обучения
Ввиду большого многообразия педагогических технологий и концепций существуют различные их классификации по тем или иным характерным признакам. Для определения сущности проблемного обучения и установления его характерных особенностей рассмотрим часть из наиболее встречающихся подходов к классификаци ...
Определение выразительности движений
Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений. Большое влияние на развитие музыкально-двигательной культуры оказала система Франсуа Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональны ...
Познавательная деятельность ученика на уроках
математики в начальной школе
Математика – один из обязательных предметов начальных классов. И это не случайно. Признание математики обязательным предметом непосредственно связано с ее ролью в научно-практической деятельности человечества. «Красавицей» называли математику древние индусы, а древние греки – «гимнастикой ума». С р ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.