Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Например:
1. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных
Как обрадовали | его успехи отца!
Как обрадовали | его успехи | отца!
Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.
2. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
3. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.
Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
Диагностика артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими
расстройствами дошкольного возраста
В параграфе будут описаны методы диагностики строения и моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста. База исследования - МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие8 детей. Опытно-эк ...
Средства коррекции формирования правильной осанки для детей дошкольного
возраста
Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо неоднократно объяснять (на доступном уровне) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. А дети подготовительных групп уже ...
Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности чел ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.