Рассмотрение теоретических основ формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности возможно в ходе разработки и реализации системы, которая будет способствовать развитию экологически культурной личности и реализации детской творческой активности в игре как ведущей деятельности.
В отличие от общепринятого в дошкольной педагогике подхода, когда экологическое образование дошкольников сводится к формированию системы знаний, умений и навыков, идея нашего исследования заключается в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников, представляющей собой интегративное свойство личности способствующее творческой реализации в игре синтеза экологических знаний, экологического отношения к природе, культуры экологически-оправданного поведения.
Разработка проблемы формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности требует научно- методологического осмысления, которое следует начать с определения подходов к предмету исследования.
В русском толковом словаре слово «подход» трактуется как «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего- нибудь).
Большинство ученых утверждает, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:
1. основные понятия, используемые в процессе изучения управления и преобразования воспитательной практики;
принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;
приемы и методы построения процесса воспитания.
Н.М Яковлева, Н. Стефанов считают, что подход - это стратегия исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях.
Е.Н. Степанов рассматривает подход как «ориентацию педагога при осуществлении своих действий, побуждающих к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности».
По своему определению термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться как:
совокупность принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности, независимо от того, является ли она теоретической или практической;
«мировоззренческая» категория, отражающая социальные установки субъектов как носителя общественного сознания;
базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с обучаемым коллективом.
С точки зрения Б.С.Гершунского «именно подход к обоснованию всех компонентов учебно-воспитательных систем воплощает в себе методологические ориентиры реализации соответствующих стратегических доктрин образования. Разумеется, и сам подход может быть не единственным, он допускает и даже предполагает альтернативность в используемых образовательных стратегиях».
Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаева трактуют термин «подход» как «особую форму познавательной и практической деятельности, рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения, стратегия исследования изучаемого процесса, базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога».
Опираясь на теоретические положения, рассмотренные в первом параграфе нашего исследования, из множества подходов мы выделяем те подходы, которые играют ведущую роль в нашем исследовании. Образовательный процесс в ДОУ необходимо основывать на применении современных психолого-педагогических теориях обучения, воспитания и развития человека, на принципах различных подходов. Как отмечает К.А.Романова: «заключающихся в том, что ребенок овладевает доступными ему способами использования богатств, накопленных человечеством в области психолого- педагогических, гуманитарных и экологических знаний».
Специфика использование проблемного обучение в детском саду
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, може ...
Понятие успеваемости и ее психолого-педагогическая характеристика
В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении . М.М. Безрук ...
Художественно-педагогический потенциал произведений народного
декоративно-прикладного искусства
Нынешний исторический период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческого и культурного наследия, плодотворное использование национального художественного опыт ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.