Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики.
Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разработала специальный методический курс "Развитие умений самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности".
Содержание курса выстроено таким образом, чтобы по мере его усвоения у ученика сформировалось понятие "самоконтроль" и способность контролировать свою деятельность.
Основные задачи курса.
1. Развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.
2. Развитие способности к поэтапному самоконтролю действий.
3. Развитие потребности в самоорганизации, самоизменении.
4. Развитие психических процессов детей: внимания, мышления, памяти, воображения, воли.
5. Развитие способностей к умственным действиям.
6. Развитие способностей к воспроизведению в учебной деятельности логики научного познания.
Умение контролировать свои действия предполагает решение проблем в трех аспектах:
аспект обучения - повышение результатов обучения;
аспект развития - динамика развития всех познавательных процессов, организационно-деятельностной культуры;
аспект воспитания - осознание необходимости саморазвития, самоорганизации, самовоспитания личностных качеств: нравственности, целеустремленности.
Курс рассчитан на 4 года начальной школы. Программа курса построена в соответствии с логикой, которая учитывает возрастные особенности младшего школьника, характер его мышления и особенности эмоциональной сферы.
Общее содержание курса. "Формирование действий самоконтроля в учебной деятельности младших школьников".
Тема курса |
Название этапов |
Цели, задачи этапа |
Класс |
Сроки |
Диагностический |
Исходный уровень развития умений самоконтроля. |
1 |
август, сентябрь | |
Введение позиции "Я - контролер" в учебно-познавательный процесс. |
Начальное представление о самоконтроле. |
Формирование начальных представлений о самоконтроле. |
1 2 |
октябрь-май 1-я четверть |
Работа в позиции "Я - контролер". |
1. Умение контролировать свой результат. |
Развитие умения контролировать свой результат. |
2 |
2-3-я четверти |
2. Умение контролировать процесс достижения цели. (Послеоперационный контроль). |
Развитие умений самоконтроля процесса достижения цели. |
2 3 |
4 четверть 2-3-я четверти | |
3. Самоконтроль разными способами. |
Развитие умений самоконтроля разными способами. |
3 |
3-4-я четверти | |
Диагностический |
Реальный уровень развития умений самоконтроля. Сравнительный анализ результатов: динамика развития умений самоконтроля. |
3 |
май | |
Самоконтроль разным способами. |
Развитие умений самоконтроля разными способами. |
4 |
1-4-я четверти | |
Диагностический |
Диагностика уровня развития умений самоконтроля. Сравнительный анализ результатов: динамика развития умений самоконтроля. |
4 |
май |
Педагоги, принимающие эту методическую разработку к действию, должны иметь целевые ориентации на развитие самоорганизованной личности учащегося, формирование способности к самоконтролю действий по достижению цели.
Важным условия формирования вычислительных навыков на уроках математики является способность младших учащихся к самоконтролю.
Экспериментальное исследование процесса развития творческих
способностей в подростковом возрасте в условиях клуба авторской песни
В главе представлен экспериментальный материал, раскрывающий педагогические условия успешного развития творческих способностей подростков средствами, стимулирующими и побуждающими к музыкально - творческой и словесно - творческой деятельности. Как было отмечено в первой главе, творчество является с ...
Виды и приемы массажа в логопедической практике
В данном параграфе мы остановимся на рассмотрении видов, приемов, задач логопедического массажа, а также противопоказаний к его проведению Массаж возник в глубокой древности Слово «массаж» греческого происхождения и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в треть ...
Педагогическая культура семьи
Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы – малая часть культуры. Культура - это, прежде всего, характерный для данного ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.