Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики.
Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разработала специальный методический курс "Развитие умений самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности".
Содержание курса выстроено таким образом, чтобы по мере его усвоения у ученика сформировалось понятие "самоконтроль" и способность контролировать свою деятельность.
Основные задачи курса.
1. Развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.
2. Развитие способности к поэтапному самоконтролю действий.
3. Развитие потребности в самоорганизации, самоизменении.
4. Развитие психических процессов детей: внимания, мышления, памяти, воображения, воли.
5. Развитие способностей к умственным действиям.
6. Развитие способностей к воспроизведению в учебной деятельности логики научного познания.
Умение контролировать свои действия предполагает решение проблем в трех аспектах:
аспект обучения - повышение результатов обучения;
аспект развития - динамика развития всех познавательных процессов, организационно-деятельностной культуры;
аспект воспитания - осознание необходимости саморазвития, самоорганизации, самовоспитания личностных качеств: нравственности, целеустремленности.
Курс рассчитан на 4 года начальной школы. Программа курса построена в соответствии с логикой, которая учитывает возрастные особенности младшего школьника, характер его мышления и особенности эмоциональной сферы.
Общее содержание курса. "Формирование действий самоконтроля в учебной деятельности младших школьников".
Тема курса |
Название этапов |
Цели, задачи этапа |
Класс |
Сроки |
Диагностический |
Исходный уровень развития умений самоконтроля. |
1 |
август, сентябрь | |
Введение позиции "Я - контролер" в учебно-познавательный процесс. |
Начальное представление о самоконтроле. |
Формирование начальных представлений о самоконтроле. |
1 2 |
октябрь-май 1-я четверть |
Работа в позиции "Я - контролер". |
1. Умение контролировать свой результат. |
Развитие умения контролировать свой результат. |
2 |
2-3-я четверти |
2. Умение контролировать процесс достижения цели. (Послеоперационный контроль). |
Развитие умений самоконтроля процесса достижения цели. |
2 3 |
4 четверть 2-3-я четверти | |
3. Самоконтроль разными способами. |
Развитие умений самоконтроля разными способами. |
3 |
3-4-я четверти | |
Диагностический |
Реальный уровень развития умений самоконтроля. Сравнительный анализ результатов: динамика развития умений самоконтроля. |
3 |
май | |
Самоконтроль разным способами. |
Развитие умений самоконтроля разными способами. |
4 |
1-4-я четверти | |
Диагностический |
Диагностика уровня развития умений самоконтроля. Сравнительный анализ результатов: динамика развития умений самоконтроля. |
4 |
май |
Педагоги, принимающие эту методическую разработку к действию, должны иметь целевые ориентации на развитие самоорганизованной личности учащегося, формирование способности к самоконтролю действий по достижению цели.
Важным условия формирования вычислительных навыков на уроках математики является способность младших учащихся к самоконтролю.
Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе -
интернате
Для понимания темы рассмотрим некоторые определения: Шайденко Н.А. и Подзолков В.Г. рассматривают Воспитательную работу как систему специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков. Комаров В.В. считает, что Воспитательная система это развивающийся во времен ...
Функции методики обучения истории как науки
Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике». Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая ...
Реализация педагогических условий развития творческих
способностей подростков
Организация учебно-познавательной деятельности имеет общественные цели, потенциально обладает определенными развивающими и воспитывающими возможностями Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, формирование сознания с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.