Семья, является ячейкой общества, его составным элементом, и ее педагогическая культура, ее воспитательный потенциал, также являются элементом педагогической культуры общества.
Семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. В процессе семейного воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются.
Семья, являясь объектом социального воздействия, одновременно является субъектом социализации личности ребенка, и эффективность этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом, представляющим собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, численностью и структурой семьи, развитостью семейного коллектива и характером отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи, характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей.
В целом воспитательный потенциал семьи может быть представлен как обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития её возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны её деятельности. При этом, как правило, воспитательный потенциал семьи составляют:
- личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции;
- образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;
- эмоционально-нравственный микроклимат;
- разумная организация свободного времени и досуга семьи.
Для выявления влияния педагогической культуры семьи и её воспитательного потенциала на формирование личности ребенка и его социализацию была проведена диагностика 10 семей, из которых 3являлись неполными. В исследованиях приняли участие 12 родителей (5 отцов и 7 матерей) в возрасте от 29 до 43 лет, и 12 детей (7 девочек и 5 мальчиков) в возрасте от 4 до 15 лет. В шести семьях воспитывается один и в четырех семьях два ребенка. Социально-экономический уровень и жилищные условия семей, участвовавших в исследованиях, оценивались как удовлетворительные и средние.
В исследовании было предложено принять участие родителям, которые, по их мнению, больше участвуют в воспитании детей. В некоторых семьях участие в исследовании принимали оба родителя.
Для диагностики семей мы использовали следующие методики:
Тестовую методику «Стратегии семейного воспитания».
Тест - опросник родительского отношения (ОРО);
Опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений);
Опросник А.И. Зарова (Методика идентификации детей с родителями);
Детскую проективную методику Рене Жиля.
Диагностика по предложенным методикам была направлена на:
- оценку стратегии семейного воспитания;
- выявление особенностей родительского отношения, как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков);
- определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания;
- установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.
Организация экскурсии
Учитель заранее договаривается с администрацией музея о предстоящей экскурсии. За неделю в классе (кабинете биологии) учитель вывешивает объявление, в котором указаны: дата проведения экскурсии, время и место сбора, стоимость экскурсионного билета; список ученических групп, которые будут работать н ...
Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и
речью у детей младшего школьного возраста
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников. Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мы ...
Подход к развивающему обучению
Подход к развивающему обучению опирается на следующие исходные положения: приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально явля ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.