Высокие темпы научно-технического прогресса в строительном производстве требуют от будущих рабочих не только основательной профессиональной и общеобразовательной подготовки, но и развитых творческих способностей.
Для формирования профессиональной творческой активности необходимо включать учащихся в процесс решения конструкторских, технических и технологических проблемных заданий, а также в конкретные учебные, учебно-производственные и производственные ситуации, доступные им по уровню подготовленности.
Профессиональная творческая активность - это готовность и способность учащихся сознательно и целенаправленно проявлять усилия в самостоятельном поиске оптимальных решений учебно-производственных заданий, стремление выразить свое понимание сути задания или учебно-производственной ситуации, умение намечать несколько вариантов плана выполнения задания и выбирать наиболее целесообразный из них. Кроме того, учащиеся вносят «свое» в конструкцию и технологию изготовляемых изделий, рационально организуют рабочее место. Стремятся работать с полным напряжением умственных и физических сил, настойчиво достигать поставленные цели, осуществлять контроль и самоконтроль за точностью и качеством выполняемых работ и т.д. Многолетний опыт убеждает, что так ведут себя учащиеся, выполняя сложные и ответственные задания, преодолевая учебно-производственные трудности и т.д. при условии выдачи заданий с учетом индивидуальных способностей и благоприятной стимулирующей оценке. Они терпеливо и настойчиво преодолевают возникшие трудности и стремятся найти собственные решения, внести что-то свое в конструкцию и технологию изготовляемых изделий или выполняемых видов работ.
Наблюдения за учащимися во время поиска оптимальных решений, анализ выполненных работ и целенаправленные беседы с ними дают основание утверждать, что проявление учащимися профессиональной творческой активности осознается ими как устойчивое стремление к поиску «своего» решения. Например, удачно подобрал и выполнил сложный набор шпона.
Особый смысл и значение приобретает и то, что выполнение таких заданий представляет возможность показать учащимся не только, что они могут, но и перспективу овладения профессиональным мастерством. В то же время приобретаемый ими учебно-производственный опыт и наблюдения за работой преподавателя и передовиков производства помогают им понять, что будущий труд потребует не только мастерства, но и самостоятельных поисков. А последнее становится мотивом проявления профессиональной творческой активности.
Многолетние наблюдения и экспериментальное изучение дают возможность утверждать, что профессиональная творческая активность у учащихся ПТУ формируется всей совокупностью учебно-воспитательного процесса.
Процесс усвоения материала по теме: «Точечная сварка» состоит из отдельных этапов, на каждом из которых происходит его усвоение на разном уровне, материал учащиеся усваивают на уровне представления и понимания. Так на уроках, в зависимости от значимости учебного материала для формирования личностного потенциала будущего работника, мы предварительно задаем, тот уровень усвоения, который является достаточным для выполнения требований профессионально-квалификационной характеристики.
Тема программы №7 «Точечная сварка» изучается на первом курсе во втором полугодии. На изучение этой темы отводиться 3 часа. В данный период времени обучение ведется три раза в неделю. В процессе изучения темы учащиеся должны усвоить процесс точечной сварки, оборудование, применяемое при точечной сварке, как подготавливаются поверхности к сварке, стадии цикла и циклограммы точечной сварки, режим точечной сварки, конструктивные элементы сварных соединений, выполненных контактной точечной сваркой.
При подготовке материально-технической базы преподаватель проверяет наличие необходимых материалов, инструментов, приспособлений и принимает меры к обеспечению недостающих. Подбирает учебно-техническую документацию: чертежи, справочные таблицы, инструкционные, технологические карты; готовит наглядные пособия: плакаты, эталоны готовых изделий, натуральные пособия и другие.
Методическая подготовка преподавателя предполагает изучение методических пособий, рекомендаций, научно-технической литературы, беседы с преподавателями общетехнических и общеобразовательных предметов: «Охрана труда», «Строительное черчение», «Допуски, посадки и технические измерения», «Материаловедение», «Физика», «Математика» с целью уточнения уровня знаний учащихся; установления межпредметных связей с предметами; участие в обсуждении на методической комиссии вопросов подготовки к изучению данной темы; подбор упражнений.
Продумывая вопросы методики проведения уроков по теме, преподаватель устанавливает: какой учебный материал будет распределен по учебным дням, какие приемы, способы и разновидности работы следует изучить, какова последовательность их изучения; как и где, применять межпредметные связи; каким рабочим инструментом надо научиться пользоваться и так далее.
В зависимости от содержания программного материала каждый урок имеет свои особенности и не может строиться по шаблону. Но общие требования к уроку теоретическому обучения по любой профессии необходимо соблюдать. Урок должен проводиться на высоком научно-педагогическом уровне, представлять органическое единство содержания учебно-воспитательной работы и методов ее осуществления; иметь конкретную учебную цель и задачи, строится в соответствии с основной целью и задачами, обеспечивать включение учащихся в производственную деятельность с соблюдением принципа индивидуального подхода; базироваться на навыках, знаниях и умениях, приобретенных учащимися на предыдущих уроках, с применением разнообразных методов обучения в условиях сознательной трудовой дисциплины. Учащиеся, уходя с урока, должны четко представлять себе, что они узнали нового, какие навыки и умения получили или закрепили.
Целью нашей курсовой работы является разработка технологии и компонентов методического обеспечения одной из тем программы специальной технологии.
В ходе работы перед нами стоят следующие задачи:
- выявить место и значение темы в профессиональной подготовке учащихся;
- разработать тематический план по теме спецтехнологии;
- разработать технологию обучения для урока спецтехнологии;
- описать средства обучения и разработать одно из них;
- описать методические рекомендации к уроку теоретического обучения
Из истории педагогической оценки
Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически слож ...
Описание групп испытуемых и методов исследования
В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, а так же проанализировать полученные данные. Мы предположили, что старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивацион ...
Методика «Диагностика экологических знаний дошкольников»
Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных. Оборудование. Три большие карты, первая разделена натри части (хозяйственный двор лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви д ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.