Образование » Применение технологий развивающего обучения на уроках информатики

Применение технологий развивающего обучения на уроках информатики

Прошло много времени, с того момента, как начались преобразования в стране. Большие изменения произошли и в сфере образования: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Важным субъектом образования выступают теперь родители, предъявляющие повышенные требования к качеству преподавания, оказывающие материально-финансовую поддержку школе. Особое внимание родители обращают на изучение в школе такой образовательной дисциплины как «Информатика».

Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку школьников таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности. Для того, чтобы осуществить такую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ученика как индивидуальности.

Информатика подходит для осуществления этих условий как нельзя более кстати, т. к. включает в себя некоторые части многих образовательных областей (физика, математика, а также область творческого исследования (рисование, литература) и др. (в зависимости от линии изучения информатики). Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не ясна. И не стоит с этим торопиться. Большую помощь в раскрытии ребенка как личности может сыграть изучение фундаментальных основ информатики (теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии и социальная информатика).

Основная и очень ответственная задача учителя – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности.

И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения.

Все выше изложенное показывает, что в новых социально – экономических условиях существует противоречие между:

– требованиями, предъявляемыми к конкурентоспособности выпускников школ и неспособностью традиционной системы контроля качества знаний обеспечить высокий уровень усвоения знаний;

– между необходимостью осуществления развивающего обучения и неспособностью традиционного образования обеспечить его;

– между требованием Государственного стандарта образования, учета особенностей подготовки и отсутствием разработанного содержания предметного образования, в частности по курсу информатики.

Эти противоречия определяют актуальность проведения исследования по применению развивающей технологии на уроках информатики.

Тема исследования определила объект, предмет, цели и задачи исследования, а также его гипотезу.

Объект исследования: содержание и процесс обучения через применение развивающих технологий.

Предмет исследования: развивающие технологии на уроках информатики как средство повышения качества знаний.

Цель исследования: изучение проблемы применения развивающих технологий на уроках информатики и соотнесение полученных результатов исследований через разработку комплекта занятий по информатике, и апробации его эффективности.

В основу исследования положена гипотеза: применение технологий развивающего обучения на уроках информатики положительно влияет на качество знаний учащихся.

Для проверки рабочей гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:

– изучить теоретические основы по вопросу развивающего обучения;

– раскрыть суть концепций развивающего обучения;

– составить комплект занятий с применением технологии развивающего обучения;

исследовать эффективность предложенного комплекта занятий с применением элементов технологии развивающего обучения.

Теоретическими основами проведенного исследования являются:

Проблемы развивающего обучения (Давыдов В.В.)

Формирование творческого мышления (Селевко Г.К.)

Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения (Субботина Л.Ю.)

Развивающее обучение (Якиманская И.С.)

Развитие личности в обучении (Шиянов Е.Н. Котова И.Б.)

Методологической основой исследования являются:

– системно – структурный и интегративно – дифференцированный подходы – общефилософский уровень;

– деятельностный подход – психолого-педагогический уровень;

– концепция личностного подхода, внутри – и межпредметной интеграции знаний, регионализации, профилирования содержания информационного образования, организация обучения на основе деятельности подхода – частно-методический уровень.

В данном исследовании были использованы следующие методы:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, юридической, и философской литературы по проблеме исследования; научно – методический анализ состояния проблемы исследования; разработка методического анализа состояния проблемы исследования; синтез, обобщение, систематизация.

2. Экспериментальные: изучение опыта преподавателей информатики и других предметов естественного цикла в школе по проблеме применения технологий развивающего обучения; беседы с учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися;

В данной работе рассматривается развивающее обучение на уроках информатики в общеобразовательной средней школе с позиции психологии, интересующейся, прежде всего индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, проявления, развития под влиянием обучения, а также с позиции информатики, которая становится огромным вспомогательным инструментом в развитии у учащихся целостного видения мира, ориентацию на овладение методологическими знаниями (не только знаниями информатики) и способами продуктивной деятельности, формирование умения решать содержательные задачи, знакомство с принципами формализации и моделирования, выработку готовности к принятию решений на основе адекватной оценки получаемой информации, осознание глобальных проблем современности.

Актуальность поднимаемых в работе проблем обусловлена необходимостью пересмотра подхода к ведению уроков в образовательной области информатика, не только в содержании образования (что связывается обычно с изменением учебных планов, программ, учебников), но и в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения и учения, специально организуемое обучение является основным, но далеко не единственным источником этого опыта.

В работе заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания развивающего обучения информатике: его проектирования, реализации в практике работы школы. Эти позиции:

развивающее обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;

образовательный процесс развивающего обучения информатике представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

содержание информатики, её средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; (в информатике существует много возможностей представить изучаемый материал в различных интерпретациях)

критериальная база развивающего обучения информатики учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений).

Практическая значимость выполненной работы заключается в возможности её практического использования в рамках образовательного процесса в средней школе.

Похожие публикации:

Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников. Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мы ...

Теоретический анализ взглядов на формирование фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне ...

Формирование лексического строя речи в онтогенезе
Ребенок не рождается со сложившейся речью, а постепенно шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Развитие лексического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: Л.С. Выг ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru