Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Виды стилей деятельности учителя

Виды стилей деятельности учителя

Страница 1

Наиболее характерны следующие четыре стиля:

Эмоционально-импровизационный.

Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников; недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся учитель чуток и проницателен.

Эмоционально-методический.

Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление,повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Педагог стремиться активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Он повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

Рассуждающе-импровизационный.

Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения, носам педагог меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность, традиционность.

Рассуждающе-методический.

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым стандартным набором методов обучения, предпочитает репродуктивный способ деятельности учащихся, редко использует коллективные обсуждения. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Индивидуальный стиль деятельности учителя может быть охарактеризован следующим образом:

Содержательные характеристики:

преимущественная ориентация учителя: а) на процесс обучения; б) на процесс и результаты обучения; в) на результаты обучения.

адекватность – неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса.

оперативность – консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

рефлексивность – интуитивность.

Динамические характеристики:

гибкость – традиционность;

импульсивность – осторожность;

устойчивость – неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации;

стабильно эмоционально-положительное отношение – неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся;

наличие личностной тревожности – отсутствие личностной тревожности;

в неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя – направленность на обстоятельства – направленность на других.

Результативные характеристики:

однородность – неоднородность уровня знаний учащихся;

стабильность – неустойчивость у учащихся навыков учения;

высокий – средний – низкий уровень интереса к изучаемому предмету.

В деятельности учителя выделяют также и стили руководства, которые непосредственно влияют на эффективность его педагогической работы.

Стиль руководства педагогическим процессом накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися (9). Выделяют пять, наиболее встречающихся, стилей руководства учащимися.

1.При автократическом (самовластном) стиле учитель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив. Не позволяет высказывать свои взгляды, замечания.

2.Авторитарному (властному) стилю свойственны основные черты автократического, но при этом, учащиеся высказывают свое мнение, решение. Однако решение принимает всегда сам педагог, в соответствии со своими установками.

3.При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, стремиться понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ...

Правила организации занятий гимнастикой с детьми, имеющими нарушение осанки
Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-15 человек. Наиболее распространен в работе с дошкольниками метод: игровой. Для комплектования групп обязательно учитывается вид нарушения осанки и возраст ребенка. Так, для дошкольников возрастной шаг не должен п ...

Приемы педагогического воздействия
Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность: 1. убеждение; 2. внушение и заражение, "личный пример" и подражание; 3. упражнения и приручен ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru