Образование » Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной школе-интернате » Условия и факторы реализации инновационного подхода к организации воспитательной работы в школе - интернате

Условия и факторы реализации инновационного подхода к организации воспитательной работы в школе - интернате

Страница 1

Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе интернате требует глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Всё это предопределяет необходимость его постоянного совершенствования и повышения продуктивности, зависящей от взаимодействия различных условий и факторов.

Продуктивность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат может быть достигнут различного рода условиями.

Под продуктивностью воспитательного процесса, Роготнева А.В. понимает степень достижения запланированного результата в соответствии с определёнными условиями и факторами.

Изучение результатов и продуктивности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) Выявление реального состояния воспитательного процесса. Эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач.

б) Анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их продуктивности и педагогической целесообразности.

в) Выявление возможностей развития воспитательного процесса. Изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса.

г) Определение продуктивности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Изучение результатов и продуктивности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего тем, что на состояние, результаты и продуктивность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы - интернат, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Бурлакова Т.Т., считает, что отказавшись от изучения продуктивности воспитательного процесса, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие. Поэтому необходимо изучать продуктивность воспитательного процесса [8,86]

Однако, Багишаев З.А., Быков А.К., считают нецелесообразным устанавливать единые для всех школ - интернатов, критерии и показатели продуктивности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

При изучении продуктивности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и продуктивность воспитательного процесса?- задаётся вопросом Брызгалова С.И С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или использовании методик исследования, а с другой — периодически посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Например, проводится анкетный опрос педагогов, учащихся или создаются специальные педагогические ситуации через определенные промежутки времени.

В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Создание условий для повышения познавательной активности
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательных и доверительных отношений между детьми и педагогом (см. 2. Использование занимательных аналогов. Пример 1. Объект лепки сравнивается с аналогичными натуральными предметами (либо их изображениями). Например: фрукты, овощи, цветы, дерев ...

Особенности воспитания навыков чтения у умственно отсталых учащихся
Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы по А.К.Аксёновой организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравствен ...

Детство как социально-психологический феномен
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе развития. О парадоксах детского развития п ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru