Образование » Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста » Особенности развития речи в младшем школьном возрасте

Особенности развития речи в младшем школьном возрасте

Страница 1

Речь – продукт социального развития. Речь – это процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова.

Речь, по мнению С.Л. Рубинштейна, – это деятельность общения посредством языка, это язык в действии. Таким образом, по мнению С.Л. Рубинштейна, между мышлением и речью существует единство, но не тождество.

Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы. Есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь (простейшая передача информации с использованием движений тела).

Какую бы форму речи не использовали, она относится к устной или письменной. Основным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора (разговорная или диалогическая). Другую форму устной речи представляет собой монологическая речь. Как диалогическая так и монологическая речь может быть активной или пассивной.

Существует еще одно деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя. Внешняя связана с процессом общения, обмена информации. Внутренняя речь связана с обеспечением процесса мышления. Письменная и внутренняя речь – монологические формы речи. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней к внешней (экстериоризация) требует наоборот, развертывания структуры внутренней речи.

Любой вид речи выполняет определенные функции, среди которых основными являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Экспрессивная функция речи отражает отношение человека к события действительности, оценку этих событий, собственно эмоциональное состояние. Другой важной функцией является сигнификативная. Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками с одним и тем же значением. Интеллектуальная функция речи дает возможность осуществлять главное назначение речи – быть орудием мышления. Коммуникативная функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Движущей силой развития речи ребенка у Ж. Пиаже представляется переход с эгоцентрической к социальной точке зрения. Л.С. Выготский объясняет речевое развитие ребенка, исходя из того, что способность к общению и сообщению является результатом имманентного, идущего изнутри развития обобщения.

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом подготовления словесной речи (вокализации). Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым, поэтому появляются и новые средства коммуникации. Таким средством становится речь, вначале пассивная (понимание), затем активная (говорение). Первые слова Д.Б. Эльконин считал одним из свидетельств перехода ребенка от младенчества к раннему детству. Детскую речь этого периода называют автономной. Второй период – это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. Третий период – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее понимание и практическое применение; она становится основой перестройки всех психических процессов и орудием мышления.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Особенности воспитания навыков чтения у умственно отсталых учащихся
Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы по А.К.Аксёновой организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравствен ...

Три группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...

Мастерство педагогического общения и педагогический такт
Важнейшая характеристика педагога – направленность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессиональные значимые свойства – интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленнос ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru