Образование » Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации » Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся 1-х классов

Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся 1-х классов

Страница 1

В целях определения степени подготовленности детей шестилетнего возраста (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены контрольные срезы в первых классах общеобразовательной школы №З г. Энергодара Запорожской области (всего охвачено 92 человека) с учетом ряда общих и специальных показателей. Специальные показатели рассматриваются в двух областях: в области движения и музыкально-ритмического воплощения. Среди общих показателей были:

1) наличие и отсутствие увлеченности;

2) естественность поведения;

3) действия по вдохновению, интуиции;

4) скорость реакции во время исполнения заданий;

5) смена настроения во время развития образа;

6) действия, свидетельствующие о наличии или отсутствии воображения;

7) инициатива и активность во время выполнения творческого задания;

8) реализация образа соответственно замыслу.

В контрольном замере учитывались: увлеченность деятельностью, быстрота реакции, реализация замысла, активность и инициатива во время выполнения творческого задания.

Специальные показатели в области движения включали:

оригинальность или стереотипность образных действий;

соответствие образных действий тексту и мелодии песни, сюжету программной музыки;

развитие игрового образа или его схематичность;

самостоятельность или подражание в выборе определенных средств выражения или отсутствие их во время реализации задуманной композиции игры;

выразительность исполнения задуманного движения или неумелая его интерпретация.

В контрольном замере учитывались: самостоятельность выполнения, выразительность исполнения, оригинальность движений, имитация и физкультурные движения, танцевальные движения.

Специальные показатели в области музыкально-ритмического воплощения:

воспроизведение общей динамики развития музыкального образа либо группы образов;

определение формы произведения в ее основных фазах – начала, развитие, кульминация, завершение;

выбор ритмических движений в соответствии с пунктами 1 и 2;

ритмичность движений, умение подчинить их ритму музыки;

пространственно-временная организация движений;

координация движений и чувство ансамбля в коллективных формах заданий;

инициативность и изобретательность в выборе ритмических движений.

В контрольном замере учитывались: согласованность с содержанием музыки, согласованность с характером музыки, готовность к смене движений, скоординированность движений, согласованность со средствами музыкальной выразительности (с темпом, с динамикой, с ладом, со штрихами).

Констатирующий эксперимент был проведен методом разовой проверки реакции детей на новое задание. Его цель – выявить готовность учащихся к действиям в условиях театрализации.

Детям были предложены 3 типа задания разной степени трудности.

Задание 1. Песни и пьесы с яркими локальными образами.

Музыкальное произведение «Метелик» С. Майкапара.

Задание для детей: воссоздать с помощью музыкально-ритмических движений образ мотылька, изображенного в музыке.

Перед прослушиванием была проведена вступительная беседа, в ходе которой учащиеся вспомнили конкретный образ и характерные особенности поведения мотылька. Было предложено каждому представить «своего» мотылька. Какое у него настроение? И с чем связано изменение настроения? Таким образом, дети были поставлены в условия поиска, что позволяло создать на уроке проблемную ситуацию.

Перед повторным прослушиванием внимание детей обращалось на музыкальное оформление окончания пьесы. Что необычного они слышали в конце произведения? Что происходило с мотыльком? В ходе беседы выяснилось, что дети тонко почувствовали смену музыкальных настроений и увидели своего мотылька в различных ситуациях: уснул, намок под дождем, мальчик поймал в сачок. Уточним, что последнее предложение композитор «разрывает» паузой в целый такт, в силу чего последующий характерный взлет шестнадцатых и стаккатное движение восьмых в высоком регистре воспринимается как взлет-освобождение, либо стремительный перелет на другой невидимый глазу цветок. В виду своих первоначальных представлений ребята предположили, что мотылек благополучно вырвался из сачка, или улетел от птички, либо намокшие крылышки высохли на солнышке и т.д.

После этой части занятия дети вышли из класса и им было предложено по несколько человек заходить в класс и на воображаемом лугу изобразить своего мотылька в действиях под музыку.

Результаты исследования представлены в таблице 1. Отметим наиболее существенные показатели.

Итак, интерес был проявлен у 45,7% учащихся, только около 20,7% проявили при этом инициативу, самостоятельность – 30,4%. Наблюдалось мало разнообразия в выборе движений: 75% детей использовали имитационные движения руками и лишь 10,9% - танцевальные. Ученики не были готовы к смене движений во время изменения музыки (данное задание выполнило только 15,2% учащихся).

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий
Изучая опыт работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий мы выяснили тот факт, что в основном используются такие виды игр, как: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, по мнению педагогов, наряду с други ...

Упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, ...

Система работы с отстающими учащимися
Речь идет только о тех учениках, которые по разным причинам отстают в изучении предметов и хотели бы это отставание преодолеть, при этом встречают заинтересованные отношения родителей. В других случаях когда речь идет о педагогической запущенности, асоциальном поведении и негативном отношении к уче ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru