В целях определения степени подготовленности детей шестилетнего возраста (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены контрольные срезы в первых классах общеобразовательной школы №З г. Энергодара Запорожской области (всего охвачено 92 человека) с учетом ряда общих и специальных показателей. Специальные показатели рассматриваются в двух областях: в области движения и музыкально-ритмического воплощения. Среди общих показателей были:
1) наличие и отсутствие увлеченности;
2) естественность поведения;
3) действия по вдохновению, интуиции;
4) скорость реакции во время исполнения заданий;
5) смена настроения во время развития образа;
6) действия, свидетельствующие о наличии или отсутствии воображения;
7) инициатива и активность во время выполнения творческого задания;
8) реализация образа соответственно замыслу.
В контрольном замере учитывались: увлеченность деятельностью, быстрота реакции, реализация замысла, активность и инициатива во время выполнения творческого задания.
Специальные показатели в области движения включали:
оригинальность или стереотипность образных действий;
соответствие образных действий тексту и мелодии песни, сюжету программной музыки;
развитие игрового образа или его схематичность;
самостоятельность или подражание в выборе определенных средств выражения или отсутствие их во время реализации задуманной композиции игры;
выразительность исполнения задуманного движения или неумелая его интерпретация.
В контрольном замере учитывались: самостоятельность выполнения, выразительность исполнения, оригинальность движений, имитация и физкультурные движения, танцевальные движения.
Специальные показатели в области музыкально-ритмического воплощения:
воспроизведение общей динамики развития музыкального образа либо группы образов;
определение формы произведения в ее основных фазах – начала, развитие, кульминация, завершение;
выбор ритмических движений в соответствии с пунктами 1 и 2;
ритмичность движений, умение подчинить их ритму музыки;
пространственно-временная организация движений;
координация движений и чувство ансамбля в коллективных формах заданий;
инициативность и изобретательность в выборе ритмических движений.
В контрольном замере учитывались: согласованность с содержанием музыки, согласованность с характером музыки, готовность к смене движений, скоординированность движений, согласованность со средствами музыкальной выразительности (с темпом, с динамикой, с ладом, со штрихами).
Констатирующий эксперимент был проведен методом разовой проверки реакции детей на новое задание. Его цель – выявить готовность учащихся к действиям в условиях театрализации.
Детям были предложены 3 типа задания разной степени трудности.
Задание 1. Песни и пьесы с яркими локальными образами.
Музыкальное произведение «Метелик» С. Майкапара.
Задание для детей: воссоздать с помощью музыкально-ритмических движений образ мотылька, изображенного в музыке.
Перед прослушиванием была проведена вступительная беседа, в ходе которой учащиеся вспомнили конкретный образ и характерные особенности поведения мотылька. Было предложено каждому представить «своего» мотылька. Какое у него настроение? И с чем связано изменение настроения? Таким образом, дети были поставлены в условия поиска, что позволяло создать на уроке проблемную ситуацию.
Перед повторным прослушиванием внимание детей обращалось на музыкальное оформление окончания пьесы. Что необычного они слышали в конце произведения? Что происходило с мотыльком? В ходе беседы выяснилось, что дети тонко почувствовали смену музыкальных настроений и увидели своего мотылька в различных ситуациях: уснул, намок под дождем, мальчик поймал в сачок. Уточним, что последнее предложение композитор «разрывает» паузой в целый такт, в силу чего последующий характерный взлет шестнадцатых и стаккатное движение восьмых в высоком регистре воспринимается как взлет-освобождение, либо стремительный перелет на другой невидимый глазу цветок. В виду своих первоначальных представлений ребята предположили, что мотылек благополучно вырвался из сачка, или улетел от птички, либо намокшие крылышки высохли на солнышке и т.д.
После этой части занятия дети вышли из класса и им было предложено по несколько человек заходить в класс и на воображаемом лугу изобразить своего мотылька в действиях под музыку.
Результаты исследования представлены в таблице 1. Отметим наиболее существенные показатели.
Итак, интерес был проявлен у 45,7% учащихся, только около 20,7% проявили при этом инициативу, самостоятельность – 30,4%. Наблюдалось мало разнообразия в выборе движений: 75% детей использовали имитационные движения руками и лишь 10,9% - танцевальные. Ученики не были готовы к смене движений во время изменения музыки (данное задание выполнило только 15,2% учащихся).
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформиров ...
Характеристика методики исследования экологических знаний дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — в соответствии с концепцией автора про граммы «Юный эколог» С.Н. Николаевой - предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого долж ...
Свойства методики
В праксеологическом (значимом для практики) аспекте сущностные характеристики методики проявляются в таких её свойствах, как детерминированность, массовость, избирательность, результативность, процессуальность, вариативность и эвристичность. Свойство детерминированности означает, что методика состо ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.