Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и интересом. Музыка для них была весьма доступна, но детям не хватало умения и навыков для точной передачи ее характера. Не все знали, как реагировать после паузы на веселость и подвижность музыки в конце произведения.
Задание 2. Пьесы или песни, имеющие ярко выраженную динамику развития музыкального образа.
Музыкальное произведение «Берiзонька» муз. А. Филиппенко (сл. Т. Волгиной).
Песня была выучена заранее.
Задание для детей: исполнить песню с движением соответственно характеру музыки, содержанию литературного текста. Действовать должны самостоятельно.
Как затем оказалось, для учеников сложность выполнения задания заключалась в том, что нужно было быстро реагировать на ход развития музыкального образа и отражать его в соответствующих движениях. Дети воспринимали общий ход и характер песни: плавную неторопливую мелодию. Как показал контрольный замер, учащимся сложно сочетать пение и движение в малоподвижных музыкальных произведениях; они отдают предпочтение одному виду деятельности – или пению, или движению. Таким образом, традиционное мнение о том, что дети легче воспринимают вокальную музыку, не подтвердилось.
Усложнение задания выявило отсутствие быстроты реакции, а значит и полноценного восприятия музыкального образа, при условии, что песня была учащимся хорошо известна.
Этот вид задания вызвал интерес у меньшего количества учеников – 35,9%, инициатива и самостоятельность была проявлена гораздо меньше (5,4%, 10,9%), равно как и быстрота реакции(15,2%). А вот, скоординированность движений детей почти вдвое увеличилась(20,7%), но движения, в основном, были имитационного плана – 70,7%. Танцевальные движения использовали лишь 5,4% учащихся (таблица 1).
Задание 3. Пьесы или песни с несколькими контрастными между собой музыкальными образами.
Музыкальное произведение «Через мост» музыка А. Филиппенко.
Задание для детей: драматизировать музыкальное произведение развивающего содержания, драматизация которого требует от учащихся развития сюжета, установления определенных взаимоотношений между персонажами, распределение ролей.
Песня «Через мост» была, так же как и песня из предыдущего задания, выучена с учащимися заранее. В каждой группе из 5-ти человек распределялись роли: Волка, Козлика и 3-х детей. Распределение ролей происходило быстро и бесконфликтно. «Определялись по местности» (где лес, мостик, куда идут дети, где расположены Волк и Козлик). Каждый раз детям напоминалось задание: делать по-новому, по-своему, чтобы было интересно.
Игра детей очень увлекла, однако в ходе ее они отвлекались на сам сюжет, действия не всегда соответствовали и совпадали с текстом песни. Так Козлик спешил «ударить» Волка, в результате Волк падал раньше, и часть произведения оставалась не инсценированной. Были и интересные находки, когда Волк просил прощение у ребят (тянул сзади девочку за платье и виновато опускал голову; дети прощали Волка и брали его к себе в кружок). В другом случае дети предлагали вместо одного двух Козлят и определяли каждому самостоятельную роль.
Однако, согласно требованиям, которые предъявлялись детскому музыкальному исполнительскому творчеству, это было не совсем возможно, так как они основывались на соответствии движений музыке.
Выполнение данного задания требует определенной подготовительной работы, договоренности между детьми. Действия учеников можно назвать «сочинением на заданную тему» (Н.А. Ветлугина). Увлеченность при выполнении этого задания была достаточно высокой – 65,2%, 10% проявили инициативу. Гораздо меньше были задействованы имитационные движения - 25%, но танцевальных все также немного (5,4%). Более чем в предыдущих двух заданиях проявилась скоординированность движений ( в данном случае сотрудничество детей) – 34,8%. Довольно низкий показатель готовности к смене движений, т.е. подчеркнута плохая чувствительность к развитию музыкального образа (5,4%) (таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что проведенный срез констатирующего эксперимента с шестилетками-школьниками показал довольно низкий уровень подготовленности детей к активной музыкально-драматической деятельности, низкий уровень развития музыкально-творческих способностей.
Психологически дети готовы к творческой деятельности, увлеченно разыгрывают музыкальные образы песен – 48,9%, но выполняют творческое задание интуитивно, спонтанно.
Ученики охватывают общий сюжет игрового задания, но реализуют его, почти не согласуя со звучанием живой музыки, при этом необходимо было неоднократно напоминать детям, чтобы они вслушивались в музыку и следовали за ней.
Таблица 1. Сводная таблица показателей музыкально-игровой деятельности учащихся первых классов
Задания |
Показатели | ||||||||||||||||
Общие |
Специальные в области движения |
Специальные в области музыкально-ритмического воплощения | |||||||||||||||
согласованность с содержанием музыки |
согласованность с характером музыки |
готовность к смене движений |
скоординированность движений |
согласованность со средствами музыкальной выразительности | |||||||||||||
увлеченность деятельностью |
быстрота реакции |
реализация замысла |
активность, инициатива |
самостоятельность выполнения |
выразительность исполнения |
оригинальность движения |
имитация и физкультурные движения |
танцевальные движения |
с темпом |
с динамикой |
с ладом |
со штрихом | |||||
1-е задание |
45.7 |
35.9 |
20.7 |
20.7 |
30.4 |
10.9 |
10.9 |
75.0 |
10.9 |
34.8 |
40.2 |
15.2 |
10.9 |
45.7 |
25.0 |
10.9 |
20.7 |
2-е задание |
35.9 |
15.2 |
25.0 |
5.4 |
10.9 |
10.9 |
10.9 |
70.7 |
5.4 |
30.4 |
40.2 |
5.4 |
20.7 |
50.0 |
10.9 |
5.4 |
10.9 |
3-е задание |
65.2 |
15.2 |
20.7 |
10.0 |
15.2 |
20.7 |
10.9 |
25.0 |
5.4 |
30.4 |
40.2 |
5.4 |
34.8 |
25.0 |
10.9 |
15.2 |
20.7 |
В средних показателях |
48.9 |
22.1 |
22.1 |
12.0 |
18.8 |
14.1 |
10.9 |
56.9 |
7.2 |
31.9 |
40.2 |
8.7 |
22.1 |
40.2 |
15.6 |
10.5 |
17.4 |
Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дид ...
Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную
систему и опорно-двигательный аппарат
Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22–24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и нео ...
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.