Формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в процессе всей их жизнедеятельности. Главными показателями воспитания человека как гражданина является уровень сформированности качеств личности и уровень проявления гражданской воспитанности. Для выявления этих показателей у младших школьников мы провели диагностическое исследование на безе средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 города Инсара Республики Мордовия.
Выбор Инсарской средней общеобразовательной школы № 2 в качестве базы для проведения исследования обусловлен следующими факторами:
1. МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 2» (далее - Инсарская СОШ № 2) является пилотной школой по апробации Федеральных государственных стандартов второго поколения в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия».
2. В Инсарской СОШ № 2 гражданское воспитание учащихся является приоритетным направлением воспитательной работы школы и осуществляется в тесном взаимодействии урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования в рамках программы «Гражданско-патриотическое образование и воспитание в современной школе».
3. Инсарская СОШ № 2 работает над проблемой «Проектная деятельность учащихся как фактор идивидуализации и дифференциации обучения и воспитания в процессе урочной и внеурочной деятельности». Это направление обеспечивает деятельностный подход к обучению и воспитанию учащихся и является одним из приоритетных в образовательных стандартах второго поколения.
4. Учителя начальных классов прошли повышение квалификации учителей по программе «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов».
5. Педагогами Инсарской СОШ № 2 разработан и реализуется проект «Школа гражданского становления».
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее - Инсарская СОШ № 1) не является экспериментальной площадкой по апробации образовательных стандартов второго поколения. Эта школа выбрана нами для проведения исследования по выявлению уровня проявления гражданской воспитанности младших школьников с целью сравнения полученных результатов, с результатами аналогичного исследования, проведенного в пилотной школе.
Диагностика уровня проявления гражданской воспитанности у младших школьников была проведена нами в одном из первых классов каждой из школ, являющихся базой исследования. Выбор классов, участвующих в исследовании обусловлен тем, что Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в 2010 - 2011 учебном году вводятся только в первых классах. В исследовании участвовало 60 первоклассников (по 30 учащихся первого класса в каждой из школ), их родители и классные руководители.
Одним из важных показателей формирования личности как гражданина является уровень ее нравственной воспитанности. Поэтому первым этапом нашего исследования стало изучение уровня нравственной воспитанности младших школьников и выявление особенностей их ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. На этом этапе мы провели опосредованное исследование по методике «Пословицы», разработанной кандидатом психологических наук С. М. Петровой.
Методы исторического познания
Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях. Историко-сравнительный метод. Понимание ист ...
Возможности культурно-досуговых учреждений в развитии музыкального вкуса
молодежи
Вопросами музыкально-эстетического воспитания, а, следовательно, и развития музыкального вкуса молодежи занимаются многие учреждения социально-культурной сферы, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленнос ...
Права школьников
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны взрослы ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.