Только на первый взгляд понятие "способности" кажется очевидным. На самом деле есть, по крайней мере, три проблемы, которые волнуют педагогов и не могут быть решены однозначно: представления о природе способностей, об их типах и диагностике, о закономерностях их развития и формирования.
Способности - это психические образования, позволяющие успешно осуществлять ту или другую деятельность и достигать в ней значительных результатов. Однако сами по себе способности к музыке или математике еще не делают человека музыкантом или математиком. Требуется интерес к делу, творческая направленность, специальное обучение, работоспособность, волевые качества характера, определенные свойства личности.
Способности представляют собой сложную самоорганизующуюся систему - ансамбль психических свойств, где врожденные предпосылки или задатки - только одно, необходимое, но не достаточное условие для успешной деятельности. Необходим также опыт такой деятельности и обучение ей. Деятельность сама формирует способность к ее успешному осуществлению.
Как общие так и специальные способности развиваются на основе задатков - врожденных структур мозга и его анализаторов - органов слуха, зрения, психомоторной координации, чувства ритма и т.п. Наиболее общей творческой способностью можно считать способность личности к саморегуляции, т.е. чувствительность нервной системы к изменениям во внешней среде, пластичность в выборе тактик поведения и способов решения проблем, а также высокий уровень психической активности (энергетики). Общие способности имеют не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые компоненты.
Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов
На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо, прежде всего, показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создае ...
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...
Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию игровых
технологий
Изучая опыт работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий мы выяснили тот факт, что в основном используются такие виды игр, как: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, по мнению педагогов, наряду с други ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.