Образование » Развитие творческих способностей у подростков в условиях клуба авторской песни » Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая проблема

Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

При описании процесса художественного творчества опираются на понятие катарсиса (греч. отреагирование), предложенное З. Фрейдом. Многие теоретики полагают, что именно отреагирование является основой эстетической реакции. Чтобы стать объектом творчества, нечто должно задеть художника, эмоционально возбудить либо красотой внешней формы, либо непонятностью содержания. Тогда собственное видение кусочка мира художник запечатлеет на холсте, а ученый воспроизведет в формуле.

Таким образом, все исследователи сходятся в том, что творчество является процессом, который, как фейерверком, озаряется внезапным решением. Но, как и празднику предшествуют будни, этому мгновению всегда предшествует скрытая от глаз длительная и напряженная внутренняя работа. Глубокий анализ фактов показывает, что само предвосхищение является результатам длительного сознательного труда Психика человека, представляя собой внешнюю предметную деятельность, перенесенную вовнутрь и преобразованную, естественно, имеет ту же структуру (строение), что и указанная деятельность.

Структура любого объекта понимается как выявление элементов этого объекта и их взаимосвязей.Л.С. Выготский подчеркивал, что "структурный анализ имеет дело с реальными объективно существующими элементами и видит свою задачу не только в выделении этих элементов, но и в выяснении связей и отношений, существующих между элементами". В структуре деятельности можно выделять разные элементы. В данной работе (вслед за философами и психологами) выделяются следующие основные макроэлементы любой деятельности

Цель

Предмет

Орудия

Операции (или действия)

Субъект деятельности

Продукт

Представленные компоненты деятельности можно описать так:

цель (и мотив) - то, что должно быть достигнуто и то, что побуждает человека действовать,

опредмеченная потребность: предмет, соответствующий потребности);

предмет - то, что подлежит преобразованию, исследованию;

орудия - то, с помощью чего осуществляется преобразование

или исследование предмета деятельности;

операции - процедуры воздействия орудиями на предмет;

субъект деятельности - ее носитель;

продукт - результат, который получается в итоге.

Операции в структуре деятельности могут быть либо собственно операциями, Т.е. воздействиями, непосредственно направленными на данный предмет деятельности, либо действиями, каждое из которых имеет свою цель, свой предмет, свои орудия и операции, но все действия подчинены общей цели и побуждаются мотивом деятельности.:

Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые Могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривается обычно с трех сторон: как процесс творчества, как его продукт и как свойство личности. Этот термин тесно связан с теорией Д. Гилфорда, который различал в ней оригинальность, беглость, гибкость. Гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, возможность использования его в различных качествах. Гибкость мышления позволяет обнаруживать ранее не используемые признаки объекта и, анализируя их, решать возникшую проблему. Сейчас в рамках креативности выделяют оригинальность, или способность давать необычные ответы; семантическую гибкость, то есть умение обнаруживать различные способы использования предмета; образную гибкость, то есть способность видеть новые свойства объекта; семантическую спонтанность, то есть легкость возникновения разнообразных идей.

Согласно концепции творческого развития человека Я.А. Пономарева, фундаментальной составляющей человеческой психики является способность действовать в уме, которая связывается со степенью сформированности общих способностей для любых форм поведения, в том числе и творческого, особенностей его психологического механизм. а. Его мысль продолжает Д.Е. Богоявленская, полагающая, что творческие способности - это максимальный уровень развития способностей, а потому они связаны с интеллектом. Исследования креативности как способности к творчеству рассматривают - креативность и интеллект как независимые параметры, которые встречаются в природе во всех возможных вариантах: есть люди с высоким интеллектом и высокими креативными способностями, низким интеллектом и высокими креативными способностями, высоким интеллектом и низкими креативными способностями и с низкими обоими показателями, Нет резкой черты между высоким интеллектом и средним, а творчество не только зиждется на способностях человека, но и требует включения его эмоциональных, ценностных и личностных особенностей. Чтобы созидать, необходимо не только обладать некоторыми способностями к определенному виду деятельности, но и овладевать необходимыми умениями и навыками, уметь трудиться, стремиться к завершению начатого, несмотря на активное противодействие мира любым изменениям. У людей, имеющих одинаковый интеллект, продуктивность определяется мотивацией и интересом к задаче.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Сущность и генезис понятия классический университет
Согласно определению, данному в постановлении Кабинета министров от 5 сентября 1996 года. Классический университет — это многопрофильное высшее учебное заведение, готовящее специалистов по широкому спектру естественных, гуманитарных, технических и других направлений. Кроме того, в таком вузе провод ...

Принципы русской пунктуации
Пунктуация имеет свои принципы, их четыре. 1. Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания участвуют в конструировании предложения и текста. Точка – это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, выделяет обращение, отделяет придаточное предложение от главно ...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения
Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому со ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru