с высоким уровнем – соответственно 25% и 30%;
со среднем уровнем – соответственно 50% и 40%;
с низким уровнем – соответственно 25% и 30%.
Рисунок 8. Показатели развития речи по методике «Определение понятий» в контрольной и экспериментальной группах
По уровню развития пассивного словарного запаса контрольная и экспериментальная группа также разделились на три подгруппы:
с высоким уровнем – соответственно 30% и 30%;
со среднем уровнем – соответственно 50% и 45%;
с низким уровнем – соответственно 20% и 25%%.
Рисунок 9. Показатели развития пассивного словарного запаса в контрольной и экспериментальной группах
По уровню развития активного словарного запаса контрольная и экспериментальная группа также разделились на три подгруппы:
с высоким уровнем – соответственно 20% и 20%;
со среднем уровнем – соответственно 50% и 45%;
с низким уровнем – соответственно 30% и 35%%.
Рисунок 10. Показатели развития активного словарного запаса в контрольной и экспериментальной группах
Таким образом, по результатам проведенной диагностики уровня развития мышления памяти и речи можно сделать следующие выводы:
В контрольной и экспериментальной группе преобладают преимущественно дети со средними показателями.
В данной выборке наиболее высоко развиты понятийно-образное мышление и образная память. Наименее развиты понятийно-логическое мышление, оперативная память, активный словарный запас.
Показатели развития мышления, памяти и речи коррелируют между собой. Можно в данной выборке выделить следующие подгруппы:
3.1) подгруппу с низкими показателями понятийно-логического мышления, с низкими и средними показателями понятийно-речевого мышления, с низкими и средними показателями понятийно-образного мышления, с низкими и средними показателями зрительной и образной памяти, с низкими показателями развития речи – 20 и 25% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;
3.2) подгруппу со средними показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, со средними показателями зрительной и образной памяти, со средними показателями развития речи – 25 и 30% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;
3.3) подгруппу со хорошими показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, со средними показателями зрительной и образной памяти, со средними показателями развития речи – 35 и 30% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;
3.4) подгруппу с высокими показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, зрительной и образной памяти, развития речи – 20 и 15% соответственно в контрольной и экспериментальной группе.
Формирующий этап работы проводился с 15 января 2009 г. по 1 марта 2009 г.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов констатирующего этапа был сделан вывод о том, что для повышения уровня развития памяти и речи необходима специально организованная коррекционная работа, при осуществлении которой важно соблюдение следующих принципов: систематичности и целенаправленности; приоритетности коррекции причинного типа; деятельностного принципа коррекции; комплексности методов психологического воздействия; учета индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка; опоры на разные уровни организации психических процессов; возрастания сложности; учета объема и степени разнообразия материала; учета эмоциональной окрашенности материала.
Были проведены специальные общегрупповые комплексные занятия, которые решали весь комплекс задач. Эти занятия воспринимались детьми как интересная и разнообразная деятельность.
В процессе работы соблюдались основные требования: непринужденные дружеские отношения с ребенком; принятие ребенка таким, какой он есть.
Особенности развития
внимания
Одной из основных форм познавательной деятельности человека являются ощущения, которые привлекают внимание ребенка и заставляют концентрироваться на предмете, действии. Под ощущениями понимаются такие психические процессы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений окруж ...
Эмпирические показатели социальной адаптации леворуких детей после
проведения с ними комплексов упражнений на синтез работы полушарий
Данная методика была проведена в Центре образования №12 г. Новомосковска в период с октября 2005 года по апрель 2006 года. Количество детей 12 человек, гендерный состав: 7 девочек, 5 мальчиков. Все они обучаются в 1-х классах. Рекомендуемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизир ...
Практика, сознание, общность как новые рамки моделирования развития
Мы не можем описать «реальную» практику РО, пока не появится теоретическая модель этой практики, позволяющая удержать целостность, т.е. системная модель. Для построения этой модели мы опираемся на метод предложенный Г.П.Щедровицким. Системное представление объекта возникает тогда, когда мы уже имее ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.