Образование » Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации » Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности

Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности

Страница 1

Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно- творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка.

Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постановку музыкального спектакля, запланированного в семестре.

1 семестр – «Новогодняя сказка».

2 семестр – «Мои любимые песни».

Знания, полученные на уроках музыки, непосредственно использовались в работе кружка.

Творческие навыки, полученные во внеурочной деятельности, давали возможность учащимся гибко использовать свои умения при выполнении творческих заданий на уроках музыки, и наоборот, знания средств музыкальной выразительности, понимание характера музыкального образа позволяли детям наиболее ярко проявить себя в театральном представлении. Таким образом, достигалось органичное взаимодействие учебной и внеклассной работы, в ходе которого формировался творческий потенциал личности младших школьников.

При выборе репертуара учитывалось желание детей, степень их подготовленности, наличие необходимых исполнительских навыков. Чередовались групповые, индивидуальные и коллективные выступления. Это были «гастроли» в другие классы, школы, детский сад. При распределении обязанностей не забыли о «гримерах», «художниках», «бутафорах» и других службах.

В процессе проведения эксперимента на занятиях кружка с детьми проводились специально подобранные сценические игры-упражнения. Такие тренировочные игры-упражнения использовались для выработки средств и приемов, согласующихся с характером и манерой поведения персонажа, в соответствии с этим ученики определяли силу, высоту и тембр его голоса, находили оптимальный вариант выбора декораций, костюмов и атрибутов. Например, для формирования выразительности движений детям предлагалось показать с помощью жестов, как плечи «говорят»: «Я горжусь»; как спина «говорит»: «Я очень старый»; как ребенок говорит: «Я люблю это варенье».

Для развития навыков имитационных движений, эмоциональной передачи характеров использовались игры-загадки. Например показать: 1) зверушек, заблудившихся в лесу; 2) испуг, возникший в результате появления бежавшей на встречу большой собаки; 3) удовольствие, полученное от купания в реке в жаркую погоду. Помимо передачи различных эмоциональных состояний дети должны были подобрать необходимые атрибуты для более яркого воплощения образа, описать обстановку, в которой происходит действие. В заключении разминки детям предлагалось продемонстрировать свое актерское мастерство. Ребята должны были с помощью определенных движений, жестов и мимики сочинить сказку-пантомиму, прослушав в аудиозаписи сказку «Семеро козлят на новый лад» (муз. А. Рыбникова).

Игровые ситуации и упражнения, оригинально включенные в учебно-познавательный процесс, стимулировали активность учащихся и позволяли им разнообразить формы применения знаний и навыков, способы реализации творческих замыслов, способствовали формированию творческих способностей личности.

Если на уроках музыки все дети приобретали общепрофессиональные и специальные творческие знания, а также навыки в меру своих индивидуальных способностей, то внеклассная художественно-творческая деятельность предоставляла им возможность действовать более свободно, сообразно личным склонностям и желаниям, то есть основополагающими элементами творчества являются изобретательность и фантазия самих детей.

Обе формы обучения (урочная и внеклассная) направлены на один объект – личность учащегося. В урочной работе реализовался творческий потенциал учебного материала, активизируя его воспитательную функцию. Во внеклассной работе данный процесс продолжался, но уже в формах, отражающих специфику условий продленного дня, в ходе свободной, нерегламентированной деятельности детей в музыкально-театральном кружке.

В контрольном классе музыкально-творческие способности формировались без вмешательства экспериментатора в условия, где взаимосвязь осуществлялась эпизодически, однако, и в этих классах традиционного обучения необходимо на современном этапе согласовывать работу с воспитательными группами продленного дня, использовать формы и методы, стимулирующие творческую деятельность учащихся.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Критерии педагогической оценки
Критерий - (от греч. krition - средство для суждения) - признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания - признак истинности или ложности положения. Критерии составляют основу оценочной деятельности, они служат ее ориентиром. «Оценивая результа ...

Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой
Для того, чтобы научиться выразительному чтению разработаны упражне­ния, через которые учитель должен провести учащихся, воспиты­вая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспи­тывая четкость и ясность произношения, звучность и гибкость го­лоса, чуткость и требовательность слуха. Кром ...

Воспитание толерантности в системе высшего образования
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим з ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru