Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно- творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка.
Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постановку музыкального спектакля, запланированного в семестре.
1 семестр – «Новогодняя сказка».
2 семестр – «Мои любимые песни».
Знания, полученные на уроках музыки, непосредственно использовались в работе кружка.
Творческие навыки, полученные во внеурочной деятельности, давали возможность учащимся гибко использовать свои умения при выполнении творческих заданий на уроках музыки, и наоборот, знания средств музыкальной выразительности, понимание характера музыкального образа позволяли детям наиболее ярко проявить себя в театральном представлении. Таким образом, достигалось органичное взаимодействие учебной и внеклассной работы, в ходе которого формировался творческий потенциал личности младших школьников.
При выборе репертуара учитывалось желание детей, степень их подготовленности, наличие необходимых исполнительских навыков. Чередовались групповые, индивидуальные и коллективные выступления. Это были «гастроли» в другие классы, школы, детский сад. При распределении обязанностей не забыли о «гримерах», «художниках», «бутафорах» и других службах.
В процессе проведения эксперимента на занятиях кружка с детьми проводились специально подобранные сценические игры-упражнения. Такие тренировочные игры-упражнения использовались для выработки средств и приемов, согласующихся с характером и манерой поведения персонажа, в соответствии с этим ученики определяли силу, высоту и тембр его голоса, находили оптимальный вариант выбора декораций, костюмов и атрибутов. Например, для формирования выразительности движений детям предлагалось показать с помощью жестов, как плечи «говорят»: «Я горжусь»; как спина «говорит»: «Я очень старый»; как ребенок говорит: «Я люблю это варенье».
Для развития навыков имитационных движений, эмоциональной передачи характеров использовались игры-загадки. Например показать: 1) зверушек, заблудившихся в лесу; 2) испуг, возникший в результате появления бежавшей на встречу большой собаки; 3) удовольствие, полученное от купания в реке в жаркую погоду. Помимо передачи различных эмоциональных состояний дети должны были подобрать необходимые атрибуты для более яркого воплощения образа, описать обстановку, в которой происходит действие. В заключении разминки детям предлагалось продемонстрировать свое актерское мастерство. Ребята должны были с помощью определенных движений, жестов и мимики сочинить сказку-пантомиму, прослушав в аудиозаписи сказку «Семеро козлят на новый лад» (муз. А. Рыбникова).
Игровые ситуации и упражнения, оригинально включенные в учебно-познавательный процесс, стимулировали активность учащихся и позволяли им разнообразить формы применения знаний и навыков, способы реализации творческих замыслов, способствовали формированию творческих способностей личности.
Если на уроках музыки все дети приобретали общепрофессиональные и специальные творческие знания, а также навыки в меру своих индивидуальных способностей, то внеклассная художественно-творческая деятельность предоставляла им возможность действовать более свободно, сообразно личным склонностям и желаниям, то есть основополагающими элементами творчества являются изобретательность и фантазия самих детей.
Обе формы обучения (урочная и внеклассная) направлены на один объект – личность учащегося. В урочной работе реализовался творческий потенциал учебного материала, активизируя его воспитательную функцию. Во внеклассной работе данный процесс продолжался, но уже в формах, отражающих специфику условий продленного дня, в ходе свободной, нерегламентированной деятельности детей в музыкально-театральном кружке.
В контрольном классе музыкально-творческие способности формировались без вмешательства экспериментатора в условия, где взаимосвязь осуществлялась эпизодически, однако, и в этих классах традиционного обучения необходимо на современном этапе согласовывать работу с воспитательными группами продленного дня, использовать формы и методы, стимулирующие творческую деятельность учащихся.
Характеристика и содержание
организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке
учащихся
Разработана методика уроков прикладной экономики (система опорных конспектов, самоанализа уроков), а также совокупность тестов, позволяющих определять "продвижение" учащихся в освоении необходимых понятий и представлений. В разработанной программе приоритет отдан изучению теории предприни ...
Характеристика методики исследования экологических знаний дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — в соответствии с концепцией автора про граммы «Юный эколог» С.Н. Николаевой - предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого долж ...
Исследование влияния социально – педагогической поддержки на личность
подростков
Данное исследование проводилось в Авзянском отделении милиции Белорецкого ГРУВД, которое расположено в с.В.Авзян, ул.Блюхера, 64. На учете в нем состоит 35 семей, но особо мы выделили 3 неблагополучных семьи, которые нас заинтересовали – это семьи: Ионовых (мать-одиночка), Кузнецовых (пьющие родите ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.