Организация экспериментальной работы по изучению процессов формирования представлений о величине предметов дошкольников среднего дошкольного возраста осуществлялась на базе ДОУ №110 Ворошиловского района г. Волгограда. Работа построена в три этапа:
I этап – выявление начального уровня сформированности представлений о величине предметов у дошкольников среднего дошкольного возраста.
II этап – процесс формирования представлений о величине предметов у дошкольников среднего дошкольного возраста.
III этап – выявление динамики развития уровня сформированности представлений о величине предметов у дошкольников среднего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Эксперимент длился 2 месяца.
В исследовании участвовали 15 человек (дети 4 – 5 лет)
Для диагностики уровня развития представлений у дошкольников о величине предметов мы использовали разработанную нами методику «Определи по размеру», целью которой является выявление способности детей быстро соотносить предметы по величине (большой – маленький, узкий – широкий) и.т.д.
Испытуемым предлагалось выполнить 4 задания на:
– сравнение по принципу парности: ребенку предлагают кольца разного цвета и разные по величине и предлагают назвать чем они отличаются.
– подбор похожих по величине фигур (перед ребенком раскладываются разные игрушки большие и маленькие. Предлагается в одну кучку собрать все маленькие игрушки, в другую все большие.
– определение размера предметов на глаз, развития глазомера (Детям предлагается определить, где чей домик: например, маленький для мышки, большой для мишки и.т. п.).
– развитие представлений о размере (шире – уже, выше – ниже) – детям предлагаются полоски разные по ширине, а также кубики разные по высоте предлагается сказать в чем их отличие).
За каждое задание ребенку проставлялись баллы. На основе количественной обработки результатов мы выделили уровни развития представлений о величине:
– высокий – 60 баллов.
– средний 35–50 баллов;
– низкий – менее 35.
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Количественная оценка уровня сформированности представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
Имя Ф. |
№ задания / баллы 1 2 3 4 | |||
Алина |
10 |
5 |
25 |
10 |
Борис Д. |
5 |
4 |
20 |
15 |
Витя К. |
5 |
5 |
10 |
20 |
Данил Е. |
15 |
4 |
10 |
20 |
Женя У. |
10 |
5 |
15 |
20 |
Катя К. |
10 |
4 |
5 |
10 |
Уля Г. |
5 |
5 |
5 |
10 |
Рита П. |
20 |
4 |
10 |
5 |
Соня Р. |
5 |
5 |
10 |
5 |
Таня К. |
5 |
4 |
5 |
10 |
Уля Ф. |
15 |
5 |
15 |
10 |
Саша Н. |
20 |
4 |
5 |
10 |
Петя А. |
25 |
5 |
15 |
10 |
Федя У. |
20 |
4 |
10 |
5 |
Яна П. |
5 |
5 |
5 |
5 |
Проектная деятельность в обучении информатике
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ...
Формирование толерантности у младших школьников
Определив в процессе проведения констатирующего эксперимента цель дальнейшего исследования, был составлен тематический план кружка «Я, ты, мы – семья». Нужно отметить, что кружок даёт возможность педагогу проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формироват ...
Методика «Диагностика экологических знаний дошкольников»
Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных. Оборудование. Три большие карты, первая разделена натри части (хозяйственный двор лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви д ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.