Вот тут-то и приходит на помощь второй важнейший принцип школы Станиславского – его учение о сверхзадаче. Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему стремится в конечном счете. Сверхзадача – самое заветное, дорогое, самое существенное желание художника, она – выражение его идейной активности. Помня о сверхзадаче, пользуясь ею как компасом, художник не ошибется ни при отборе материала, ни при выборе технических приемов и выразительных средств.
Третий принцип системы Станиславского – принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли, – являться тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы. Кто не понял этого принципа, не понял и всей системы. Действие – это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В действии наглядно проявляется единство физического и психического. Театр – это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии. Актер же одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом для создания образа. Все это полностью подходит нам, педагогам. Педагогическое действие – это наш с вами волевой акт, направленный к определенной цели. В том действии мы на высоте, если есть единство физического и психического. Личность наша проявляется именно в действии, оно должно быть обоснованным, целесообразным, продуктивным.
Учитель – творец. Творчество его выражается в потоке живой человеческой речи и в живых человеческих движениях, в непосредственном эмоциональном воздействии на учеников. Именно в этом секрет необыкновенного влияния лучших учителей на своих учеников.
Типизация актера и учителя
К.С. Станиславский, придавая большое значение развитию у актера воображения и внимания, выделял 4 типа людей:
I тип – с инициативой, воображение работает самостоятельно, неустанно, без особых усилий. Режиссеру с таким актером работать очень легко.
II тип – без инициативы, но легко схватывает то, что подсказывают, и самостоятельно развивает. Значит, этому типу людей достаточна хорошая зацепка, верная подсказка. С такими людьми тоже нетрудно работать.
III тип – схватывает подсказку, но не развивает ее, нет к этому способностей. С такими актерами у режиссера постоянно возникают трудности. Выход – в постепенном развитии способностей.
IV тип – сам не творит и не схватывает того, что дают. В этом случае К.С. Станиславский категоричен: нельзя такому человеку быть артистом. И вполне оправдана эта категоричность.
Теперь давайте представим с вами учителей с этими типами воображения. Любопытная получается картина! Учитель I типа – с инициативой, развитым воображением – своеобразно строит уроки, увлекает детей, этим развивая и их воображение. Обычно содержание излагаемого материала у него резко отличается от изложения материала учебника. Они живо и почти осязаемо, дети видят то, о чем говорит учитель. У такого учителя легко учиться! Такие учителя не ждут новых инструкций, они сами находятся в постоянном поиске новых методов работы.
Общепедагогические и другие аспекты планирования
Изложенное характеризует в основном специфические аспекты планирования процесса физического воспитания. Но этим не исчерпывается все планирование, осуществляемое специалистом в этой области. Как и каждый педагог, он призван организовывать целостный воспитательный процесс и соответственно планироват ...
Процесс формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста
Цель данного этапа – повысить уровень развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста, находящихся на среднем и низком уровне развития данных представлений. Для реализации этой цели мы предлагаем провести серию дидактических занятий: Игра-занятие «Что делают матрешки?» Цель ...
Характеристика различных методов контроля
Существуют различные системы контроля: устный и письменный опрос, математический диктант, итоговые контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, повседневные наблюдения за учебной работой учащихся, проверка домашней работы, нетрадиционные формы контроля. Устная проверка Устная проверка организуется ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.