В педагогической деятельности взаимоотношение с аудиторией зависит от самочувствия педагога. Если наблюдать за работой талантливого педагога, то нас покоряет всегда его естественность, привлекательность, грация, умение с первого взгляда на аудиторию определять меру общения с ней и многое другое. При отборе кандидатов на учительскую профессию эти особенности надо учитывать, а формируя мастерство, систему различных педагогических умений и навыков, надо сберечь и сохранить органичность будущего педагога, искренность и непосредственность как драгоценнейшее сокровище. В творчестве педагога неоценимы природные человеческие качества, основой которых являются темперамент, воля, сензитивность, реактивность, интуиция, здоровые инстинкты, своеобразие речи и т.п. Это исходный материал, из которого под началом живого ума создается и педагог, и его воспитательные возможности.
Счастливы те педагоги, которые сохраняют способность воспринимать действительность как бы впервые. Каждая новая встреча с учениками – открытие для них, каждый новый урок не похож на предыдущий. Их работа – постоянное творчество, иной свою жизнь они не представляют.
Завоевание внимания аудитории
Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию – и передовую и отсталую ее часть, понимать, знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности. Почему класс подчиняется педагогу? Как рождаются эти педагогические мгновения? Можно ли подготовить себя к этому?
У К.С. Станиславского есть интересные мысли о стадиях органического процесса общения. Они целиком применимы к педагогической деятельности. Первая стадия. Выход артиста на сцену… Рассматривание всех присутствующих. Ориентирование и выбор объекта.
Вторая стадия. Подход к объекту, привлечение на себя его внимания.
Третья стадия. Зондирование души объекта щупальцами глаз.
Четвертая стадия. Передача своих видений объекту.
Пятая стадия. Отклик объекта и обоюдный обмен лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов.
Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Помимо слов, голоса, интонации в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика… Но прежде всего глаза! Именно они помогают педагогу приковать к себе внимание.
Есть несколько методов завоевания внимания аудитории, крайние из них – пассивный и агрессивный.
Пассивный метод заключается в том, что педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью объединяется внимание аудитории в единый узел педагогического действия.
Агрессивный метод совершенно противоположен пассивному. По этому пути идут сильные, умные, экспрессивные педагоги. Их чувства и волеизлучения высвобождаются через интеллект мощным потоком и моментально приковывают к себе внимание аудитории. С натренированной уверенностью педагог такого склада как бы гипнотизирует слушателей. Хотя такая гипнотизация непродолжительна, все же различными приемами ее можно поддерживать столько, сколько потребуется для реализации педагогической задачи.
Планирование как неотъемлемая часть
учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию
Планировать - значит, кроме всего прочего, предвидеть, как будет развертываться процесс во времени. Принципиальное значение при этом имеет выбор временных масштабов (размеров времени), в расчете на которое ведется планирование. Здесь есть некоторое противоречие: чем крупнее намечаемый масштаб време ...
Условия и факторы реализации инновационного подхода к организации
воспитательной работы в школе - интернате
Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе интернате требует глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Всё это предопределяет необходимость его постоянного совершенствования и повышения продуктивности, зависящей о ...
Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей
личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки
Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была разработана и экспериментально проверена система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности п ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.