Современное состояние педагогического контроля в российской системе образования представляет собой контрастное соединение старого с новым, субъективного с объективным, устного опроса по пятибалльной системе оценок с попытками внедрения контролирующих технологий. Одним из самых перспективных методов нам представляется тестовый — быстро развивающееся направление на стыке педагогики, теории измерений, математического моделирования, математической статистики и автоматизации. Внедрение и развитие такого тестирования внесет существенный вклад в процесс реформирования отечественной системы образования и ее интеграцию в мировую образовательную практику.
История проверки знаний и способностей с помощью различных заданий насчитывает около 4 тыс. лет. Однако реальное использование педагогических тестов началось век назад, когда в педагогике и психологии была сформулирована проблема исследования индивидуальных различий. Научно разработанный тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности. В зависимости от длительности контролируемого периода обучения контроль можно разделить на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. Его проведение связано с выполнением основных педагогических функций — диагно-стической, обучающей, организующей, воспитывающей и развивающей; базируется на принципах гласности (открытость всех этапов контроля), объективности (использование стандартных тестовых программ и технических средств), научности (надежность и валидность), систематичности и эффективности (минимальные затраты времени и средств контроля). В дополнение к педагогическому контролю целесообразно использовать методы психологической диагностики, например оценку внимательности, памяти, интеллектуальных и творческих способностей.
Появившиеся на рубеже XX в. педагогические тесты довольно быстро завоевали популярность во всех развитых странах. Однако в СССР к 30-м гг. развернулась их встречная критика, а затем и полный запрет, продолжавшийся вплоть до начала 70-х гг. Советская педагогика этого периода фактически отказалась от математических моделей обучения, статистических методов обработки педагогических данных и даже анкет, которые в то трудное время были названы "вредными". С конца 80-х гг. педагогическое тестирование в нашей стране переживает второе рождение.
Инициатором этого процесса стало Гособразование СССР, а основным исполнителем — кафедра педагогических измерений его Исследовательского центра под руководством В.С.Аванесова. Здесь были собраны и проанализированы основные теоретические и практические результаты в данной области, полученные международным сообществом. Однако, как оказалось, главная трудность заключалась в том, что научно обоснованные международные педагогические тесты не поддавались однозначной адаптации к отечественной системе образования в силу ее специфики. На эту работу потребовалось целое десятилетие.
В середине 90-х гг. организован Центр тестирования Минобразования России, на который возложена роль основного координатора теоретических исследований, посвященных педагогическому тестированию, и их внедрения в образовательную систему страны. С I998 г. Центром осуществляется широкомасштабный эксперимент по проведению централизованного абитуриентского тестирования в вузы России, который дал неоценимый опыт создания и внедрения итоговых педагогических тестов по отдельным дисциплинам в общеобразовательную среднюю школу. По результатам эксперимента создается единый банк тестовых заданий; сформированы обобщенные умения по географии, физике, истории, химии; создана стандартизованная спецификация тестов; осуществляется разработка классификации тестовых заданий и сервисных программ для автоматизации их проектирования, экспертизы и использования. Уже можно сделать вывод о том, что централизованное тестирование способно объективно оценить уровень школьных знаний и отобрать лучших студентов из числа прошедших тестирование абитуриентов, т.е. оно может служить конкурентоспособной альтернативой традиционной форме приемных экзаменов в вуз. Среди организационно-педагогических и теоретических проблем развития тестирования в России организаторы и участники эксперимента выделили следующие:
Организация работы учителей по формированию навыков
самоконтроля у младших школьников
Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики. Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разр ...
Структура управления автономным учреждением
Согласно статье 6 Закона № 174-ФЗ, учредителем автономного учреждения является: 1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имуществ ...
Пути развития классического университета Украины за годы независимости
Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих п ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.