Современное состояние педагогического контроля в российской системе образования представляет собой контрастное соединение старого с новым, субъективного с объективным, устного опроса по пятибалльной системе оценок с попытками внедрения контролирующих технологий. Одним из самых перспективных методов нам представляется тестовый — быстро развивающееся направление на стыке педагогики, теории измерений, математического моделирования, математической статистики и автоматизации. Внедрение и развитие такого тестирования внесет существенный вклад в процесс реформирования отечественной системы образования и ее интеграцию в мировую образовательную практику.
История проверки знаний и способностей с помощью различных заданий насчитывает около 4 тыс. лет. Однако реальное использование педагогических тестов началось век назад, когда в педагогике и психологии была сформулирована проблема исследования индивидуальных различий. Научно разработанный тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности. В зависимости от длительности контролируемого периода обучения контроль можно разделить на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. Его проведение связано с выполнением основных педагогических функций — диагно-стической, обучающей, организующей, воспитывающей и развивающей; базируется на принципах гласности (открытость всех этапов контроля), объективности (использование стандартных тестовых программ и технических средств), научности (надежность и валидность), систематичности и эффективности (минимальные затраты времени и средств контроля). В дополнение к педагогическому контролю целесообразно использовать методы психологической диагностики, например оценку внимательности, памяти, интеллектуальных и творческих способностей.
Появившиеся на рубеже XX в. педагогические тесты довольно быстро завоевали популярность во всех развитых странах. Однако в СССР к 30-м гг. развернулась их встречная критика, а затем и полный запрет, продолжавшийся вплоть до начала 70-х гг. Советская педагогика этого периода фактически отказалась от математических моделей обучения, статистических методов обработки педагогических данных и даже анкет, которые в то трудное время были названы "вредными". С конца 80-х гг. педагогическое тестирование в нашей стране переживает второе рождение.
Инициатором этого процесса стало Гособразование СССР, а основным исполнителем — кафедра педагогических измерений его Исследовательского центра под руководством В.С.Аванесова. Здесь были собраны и проанализированы основные теоретические и практические результаты в данной области, полученные международным сообществом. Однако, как оказалось, главная трудность заключалась в том, что научно обоснованные международные педагогические тесты не поддавались однозначной адаптации к отечественной системе образования в силу ее специфики. На эту работу потребовалось целое десятилетие.
В середине 90-х гг. организован Центр тестирования Минобразования России, на который возложена роль основного координатора теоретических исследований, посвященных педагогическому тестированию, и их внедрения в образовательную систему страны. С I998 г. Центром осуществляется широкомасштабный эксперимент по проведению централизованного абитуриентского тестирования в вузы России, который дал неоценимый опыт создания и внедрения итоговых педагогических тестов по отдельным дисциплинам в общеобразовательную среднюю школу. По результатам эксперимента создается единый банк тестовых заданий; сформированы обобщенные умения по географии, физике, истории, химии; создана стандартизованная спецификация тестов; осуществляется разработка классификации тестовых заданий и сервисных программ для автоматизации их проектирования, экспертизы и использования. Уже можно сделать вывод о том, что централизованное тестирование способно объективно оценить уровень школьных знаний и отобрать лучших студентов из числа прошедших тестирование абитуриентов, т.е. оно может служить конкурентоспособной альтернативой традиционной форме приемных экзаменов в вуз. Среди организационно-педагогических и теоретических проблем развития тестирования в России организаторы и участники эксперимента выделили следующие:
Критерии деятельности учителя
Следствием внедрения информационных технологий является изменение средств, методов и организационных форм обучения. Но сам факт обеспечения образовательных учреждений компьютерами и программными продуктами учебного назначения еще не гарантирует достижения нового качества образования. По мере развит ...
Музыкальный вкус современной молодежи
Изучение музыкальных вкусов среди населения одна из приоритетных задач деятельности культурно-досуговых учреждений. Музыкальные кумиры – кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения, потому как эти вкусы формируют личность ...
Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка
Мы работаем с личностью ребенка путем изучения его интересов, способностей, мотивации и межличностных отношений в коллективе. Почему мы изучаем именно индивидуальные качества ребенка? потому что дети разные, с различными способностями, интересами, с неодинаковой мотивацией к обучению, с различным т ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.