Образование » Педагогическое тестирование в России и США

Педагогическое тестирование в России и США

Страница 3

Единый государственный экзамен по каждой дисциплине должен состоять из двух частей. Первая часть (А) — это ат­тестационный экзамен по курсу X—XI классов, обязательный для всех учащихся. Имеются два варианта аттестации: А1 — контроль обязательного уровня подготовки выпускников и А2 — повышенного уровня. Результат тестирования переводится в 5-балльную шкалу для отметки в аттеста­те. Вторая часть (В) — по желанию вы­пускников для поступления в вузы, состо­ящая также из вариантов В1 (базовый уровень) и В2 (повышенный уровень). По совокупным ответам на задания частей А (А1 или А2) и В (В1 или В2) выдается сертификат единого государственного экза­мена с оценкой по 100-балльной шкале для поступления в вузы.

При проведении аттестационного тести­рования необходимо определить минималь­ный набор совокупности учебных элемен­тов содержания образования. Это можно сделать с помощью структурно-логических схем и матриц логической связи, которые решают задачу формирования минимально полного набора базовых учебных единиц, удовлетворяющих свойствам полноты и минимальности. На основе подобных идей реализуется основной принцип формирования единого банка те­стовых заданий — возможно полное и подробное отражение содержания предмета его логической структурой. В связи с этим решается задача создания перечня обобщенных видов умений по каждой дисциплине, обладающих свойства­ми полноты и минимальности. В соответ­ствии с этим принципом в Центре тести­рования Минобразования РФ сформирова­ны обобщенные умения по географии, физике, истории и химии.

Возможен "тезаурусный подход" к опре­делению содержания обучения, основанный на разработке базовых понятий соответ­ствующих учебных дисциплин и специаль­ностей. В педагогических исследованиях чаще встречаются два типа тезаурусов — "информационно-поисковый" (Л.Т.Турбович. 1970) и "логико-категориальный" (Л.В.Ма­карова. 1992). Первый тип делит множе­ство учебных понятий на отдельные обла­сти, а второй устанавливает между ними логические и функциональные взаимные связи. Предлагается методика составления информационно-поискового тезауруса на основе классификатора знаний и способно­стей Б.Блума — Р.Гегна. дополненного В.С.Аванесовым. В частности, разрабо­таны два классификатора знаний по био­логии, содержащие знания "дифференци­ального" и "интегрального" типов. Первый из них. основываясь на типологии мысли­тельных операций, содержит группы фактуальных. сравнительных, ассоциативных, причинных, алгоритмических, классифика­ционных, системных, метрологических и методических знаний. Второй на основе деятельностного подхода содержит "житей­ские", мировоззренческие, технологические, математические, кибернетические, квалита­тивные и акмеологическне знания. Анализ репетиционных тестов по биологии позво­лил авторам диагностировать в них 30% фактуальных знаний (термины, определе­ния, исторические факты и достижения ученых, законы и закономерности). 20% классификационных знаний (основные при­знаки растений и животных, их система­тическое положение и морфологическое описание) и 16% причинных знаний (при­чинно-следственные отношения). Мало внимания уделяется диагностике алгорит­мических (10%), ассоциативных (5%) и сравнительных (3%) знании. Таким обра­зом, педагогическое тестирование, основан­ное на таксономической модели уровней обученное™ и классификаторе знани! и способностей, наиболее полно удовлетво ряет требованиям государственных образовательных стандартов.

Что касается проблемы психологической диагностики абитуриентов на предполагае­мом втором туре абитуриентского тестирования в конкретном учебном заведении, тс здесь вдобавок к сертификату выпускника средней школы предлагается психофизио­логическое обследование абитуриентов е вузе по факторам, связанным со свойства­ми нервной системы и когнитивными пси­хическими функциями — памятью, внима­нием, особенностями восприятия и мышления. Например, в техни­ческих вузах целесообразно оценивать психологические предпосылки к обучению и профессиональному становлению студен­тов на основании теста технического интеллекта в экономических — теста соци­ального интеллекта Дж. Гилфорда, в гума­нитарных — теста вербального интеллек­та Дж.Айзенка. Для диагностики развития приемов мыслительной деятельности ис­пользуются специфические тестовые зада­ния с помощью применения аналогий, исключения лишнего и т.п. Кроме того, полезно разрабатывать методы оценки конкретных профессионально значимых качеств личности абитуриента в соответ­ствии с его будущей профессиональной деятельностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Методические основы изучения курса общей химии
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общее образование по химии в средней (полной) школе представлено на двух уровнях – базовом и профильном. Выпускники, изучавшие курс химии базового уровня, овладевают умениями, необходимыми для безопасного и грамотного использования ...

Методики исследования внимания и восприятия
1. Корректурная проба. Данная методика впервые предложена Bourdon в 1895 г. Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды ...

Проведение экскурсии
Вопросы биологии в трудах К.Э. Циолковского (тезисно из статьи «Пророк в своем Отечестве»). Проблемы космической медицины и биологии, философские проблемы освоения космоса, самозарождение жизни, биомеханика и др. В 30-е годы в связи с развитием высотной авиации и овладением стратосферой в СССР нача ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru