Единый государственный экзамен по каждой дисциплине должен состоять из двух частей. Первая часть (А) — это аттестационный экзамен по курсу X—XI классов, обязательный для всех учащихся. Имеются два варианта аттестации: А1 — контроль обязательного уровня подготовки выпускников и А2 — повышенного уровня. Результат тестирования переводится в 5-балльную шкалу для отметки в аттестате. Вторая часть (В) — по желанию выпускников для поступления в вузы, состоящая также из вариантов В1 (базовый уровень) и В2 (повышенный уровень). По совокупным ответам на задания частей А (А1 или А2) и В (В1 или В2) выдается сертификат единого государственного экзамена с оценкой по 100-балльной шкале для поступления в вузы.
При проведении аттестационного тестирования необходимо определить минимальный набор совокупности учебных элементов содержания образования. Это можно сделать с помощью структурно-логических схем и матриц логической связи, которые решают задачу формирования минимально полного набора базовых учебных единиц, удовлетворяющих свойствам полноты и минимальности. На основе подобных идей реализуется основной принцип формирования единого банка тестовых заданий — возможно полное и подробное отражение содержания предмета его логической структурой. В связи с этим решается задача создания перечня обобщенных видов умений по каждой дисциплине, обладающих свойствами полноты и минимальности. В соответствии с этим принципом в Центре тестирования Минобразования РФ сформированы обобщенные умения по географии, физике, истории и химии.
Возможен "тезаурусный подход" к определению содержания обучения, основанный на разработке базовых понятий соответствующих учебных дисциплин и специальностей. В педагогических исследованиях чаще встречаются два типа тезаурусов — "информационно-поисковый" (Л.Т.Турбович. 1970) и "логико-категориальный" (Л.В.Макарова. 1992). Первый тип делит множество учебных понятий на отдельные области, а второй устанавливает между ними логические и функциональные взаимные связи. Предлагается методика составления информационно-поискового тезауруса на основе классификатора знаний и способностей Б.Блума — Р.Гегна. дополненного В.С.Аванесовым. В частности, разработаны два классификатора знаний по биологии, содержащие знания "дифференциального" и "интегрального" типов. Первый из них. основываясь на типологии мыслительных операций, содержит группы фактуальных. сравнительных, ассоциативных, причинных, алгоритмических, классификационных, системных, метрологических и методических знаний. Второй на основе деятельностного подхода содержит "житейские", мировоззренческие, технологические, математические, кибернетические, квалитативные и акмеологическне знания. Анализ репетиционных тестов по биологии позволил авторам диагностировать в них 30% фактуальных знаний (термины, определения, исторические факты и достижения ученых, законы и закономерности). 20% классификационных знаний (основные признаки растений и животных, их систематическое положение и морфологическое описание) и 16% причинных знаний (причинно-следственные отношения). Мало внимания уделяется диагностике алгоритмических (10%), ассоциативных (5%) и сравнительных (3%) знании. Таким образом, педагогическое тестирование, основанное на таксономической модели уровней обученное™ и классификаторе знани! и способностей, наиболее полно удовлетво ряет требованиям государственных образовательных стандартов.
Что касается проблемы психологической диагностики абитуриентов на предполагаемом втором туре абитуриентского тестирования в конкретном учебном заведении, тс здесь вдобавок к сертификату выпускника средней школы предлагается психофизиологическое обследование абитуриентов е вузе по факторам, связанным со свойствами нервной системы и когнитивными психическими функциями — памятью, вниманием, особенностями восприятия и мышления. Например, в технических вузах целесообразно оценивать психологические предпосылки к обучению и профессиональному становлению студентов на основании теста технического интеллекта в экономических — теста социального интеллекта Дж. Гилфорда, в гуманитарных — теста вербального интеллекта Дж.Айзенка. Для диагностики развития приемов мыслительной деятельности используются специфические тестовые задания с помощью применения аналогий, исключения лишнего и т.п. Кроме того, полезно разрабатывать методы оценки конкретных профессионально значимых качеств личности абитуриента в соответствии с его будущей профессиональной деятельностью.
Методические основы изучения курса общей химии
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общее образование по химии в средней (полной) школе представлено на двух уровнях – базовом и профильном. Выпускники, изучавшие курс химии базового уровня, овладевают умениями, необходимыми для безопасного и грамотного использования ...
Методики исследования внимания и восприятия
1. Корректурная проба. Данная методика впервые предложена Bourdon в 1895 г. Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды ...
Проведение экскурсии
Вопросы биологии в трудах К.Э. Циолковского (тезисно из статьи «Пророк в своем Отечестве»). Проблемы космической медицины и биологии, философские проблемы освоения космоса, самозарождение жизни, биомеханика и др. В 30-е годы в связи с развитием высотной авиации и овладением стратосферой в СССР нача ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.