В школьном курсе химии также должна найти отражение сущность научных химических методов, поэтому предусмотрено формирование определенных групп умений, позволяющих приобщить учащихся к пониманию пути химического исследования:
проверка выдвинутой гипотезы экспериментом, вывод, теоретическое осмысление, использование в практике;
приобретение умений работать с посудой, материалами, реактивами, инструментами, приборами, освоение приемов, операций, манипуляций, техники химического эксперимента;
освоение химической символики, методов моделирования веществ и процессов.
5. Вклад в науку выдающихся химиков.
Для учеников важно понять, что наука делается людьми и требует больших знаний и затрат интеллектуальной энергии. Стремление успеху заставляет ученого работать с полной отдачей. Каждый ученый — это личность, его творчество уникально и заслуживает уважения. Ученики должны понять не только полученный результат, но и многотрудный процесс научного поиска. Этот компонент содержания несет мощную воспитательную нагрузку, убеждает в высокой ценности образования.
Рассмотрим связи между конкретными компонентами содержания. Главной образовательной целью школьного курса химии, как уже говорилось, является формирование научных понятий о веществе, химическом элементе, химической реакции и химическом производстве. Эти понятия формируются на протяжении всего курса химии, развиваются и совершенствуются, претерпевают в процессе изучения количественные и качественные изменения.
Обогащение понятий новыми качественными характеристиками происходит при изучении той или иной теории. Такой подход отражает в целом соотношение между понятиями и теориями в науке. Важнейшие химические теории, разработанные в разные исторические периоды развития науки, связаны между собой через понятия. Это находит отражение в структуре содержания школьного курса химии.
В школьном курсе химии пять основных теоретических концепций:
атомно-молекулярное учение;
периодический закон, периодическая система элементов Д. И. Менделеева и теория строения вещества;
теория электролитической диссоциации;
закономерности возникновения и протекания химических реакций;
современная теория строения органических веществ.
Каждая из этих концепций представляет собой своеобразный рубеж, проходя через который важнейшие понятия претерпевают качественные изменения, развиваются и совершенствуются. Этим понятиям принадлежит решающая роль при построении содержания различных курсов химии.
Школьный курс химии структурируется с учётом определённых методологических, психолого-педагогических и научно-теоретических основ (см. табл.1).
Важнейшие основы построения курса химии Таблица 1.
Основы (пример) |
Для чего? Что дают? |
Методологические (теория познания) |
Обеспечивают пути (способы) перехода от незнания к знанию |
Психолого-педагогические (теории воспитания, учения, понимания, развития) |
Обеспечивают решение задач обучающего, воспитывающего, развивающего характера |
Научно-теоретические (научно-теоретические концепции химии) |
Обеспечивают фундамент химического образования |
Понятие и сущность автономного
учреждения
До издания Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений&quo ...
Основные различия в системе образования Финляндии и России
Реформа образования в Финляндии началась еще в 80-е годы двадцатого столетия. За 20 лет страна достигла существенных успехов, заняв первое место по результатам исследования более чем 50 стран. Основная школа в стране – это девятилетняя, и в ней учатся все дети, в том числе и с ограниченными возможн ...
Методика оценки эффективности деятельности среднего
профессионального учебного заведения
При анализе показателей, на основе которых определяется эффективность деятельности средних профессиональных учебных заведений, наиболее дискуссионными являются финансово-экономический и инфраструктурный, т.е. количество разработанных образовательным учреждением денег и общее количество имеющихся в ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.