Образование » Развитие ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии » Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии

Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии

Страница 1

Ценностно-смысловая компетентность

Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы.

● перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

● на каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют краткий конспект этого параграфа. Перед ними стоит задача - пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

● подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

Учебно-познавательная компетентность развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.

Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетентность. Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы:

● решение расчетных задач;

● использование словарей и справочников для различных определений химических понятий;

● очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.

● ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте необходимую таблицу для следующего урока, для этого просмотрите материал следующего параграфа.

Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. На этом этапе целесообразно использовать задачи прикладного характера. Тогда у учащихся будет не только формироваться информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.

В качестве примеров приведём несколько задач. Так же решение подобного рода задач будут способствовать развитию компетентности личного самосовершенствования.

Задача 1. Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище.

Можно ли избавиться от этого ощущения, если два раза в день чистить зубы фтористой пастой? Подсказка: состав зубной эмали близок к составу минерала гидроксилапатита Ca5OH(PO4)3/

Задача 2. Вы купили гашёную известь, но оказалось, что вам продали просроченный товар. Можно ли использовать старую гашёную известь?

Задача 3. Кухонные полотенца часто бывают испачканы сажей, особенно если пищу готовят на плите, которая топится дровами. Как можно вывести пятна сажи? Помогут ли современные стиральные порошки с отбеливателями?

Этапы решения проблемы (пример решения 3 задачи)

1. Осознание и формулирование проблемы.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой
Рассмотрим в данном параграфе, какие формы работы по ознакомлению с природой можно применять в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста. Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношен ...

Проведение экскурсии
Вопросы биологии в трудах К.Э. Циолковского (тезисно из статьи «Пророк в своем Отечестве»). Проблемы космической медицины и биологии, философские проблемы освоения космоса, самозарождение жизни, биомеханика и др. В 30-е годы в связи с развитием высотной авиации и овладением стратосферой в СССР нача ...

Классификация упражнений на мяче
...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru