При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик утверждается как личность, у него возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.
Учебное занятие начинается с мотивации:
Приёмы:
Загадка, тайна
«Загадка царя Соломона». Разгадайте тайнопись царя Соломона (Качественные реакции на соединения железа.);
«Тайна яхты «Зов моря»». Коррозия металлов - 9, 11 классы. Разгадайте тайну гибели дорогой яхты миллионера;
Работа детективного агентства в теме: «Соляная кислота» - 9 класс, в теме «Классификация неорганических веществ» - 8 класс;
Разгадайте химическую ошибку А.Конан-Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. «Фосфор»
Проблемный вопрос, проблемная ситуация
«Глюкоза» – Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается?
«Амфотерность аминокислот» – «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Есть ли в химии нечто подобное?
«Спирты» - Как получить резиновые калоши из спирта?;
«Альдегиды, кислоты» - «Всё дело в муравьях». Что общего между альдегидами, карбокислотами и муравьями?
Противоречие фактов
«Двойственное положение водорода в ПСХЭ» - 11 класс. Почему водород занимает в таблице Д.И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?
Мотивация позволяет акцентировать внимание детей к изучаемой теме, заинтересовать их.
Этапы осуществления содержательной части учебного занятия
Подготовка к восприятию проблемы. Актуализация знаний.
Постановка проблемной ситуации выполняет две задачи: усиливает мотивацию - интерес школьников к учебному содержанию и актуализирует их мышление. Начало мышления возможны, если актуализированы необходимые знания. Если перед учащимися 8-го класса поставить вопрос «Почему вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, обладают разными свойствами?», то эта химическая проблема не может быть решена, т.к. их знаний пока недостаточно.
Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала, применение собственного опыта учащихся по теме) позволяет сгладить тревожность перед решением проблемы, проблема начинает казаться ребятам более доступной, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими, что позволяет не нарушать логическую последовательность усвоения материала.
Создание проблемной ситуации. Постановка учебных целей.
Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Построение проекта выхода из проблемной ситуации
А) Формулирование проблемы – итог возникшей проблемной ситуации.
Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.
Б) Решение проблемы. Этап состоит из нескольких ступеней: выдвижения гипотез (возможно использование приёма «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы.
Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.
В) Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.
Обсудив гипотезы - прогнозы ребята приступают к самому интересному и самому сложному – эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение.
Первичное закрепление учебного материала.
На уроке изучения нового материала учащимся предлагается тест с последующей проверкой. Затем переходят к этапу рефлексии.
Образовательные программы высшей школы
Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Благодаря созданию многочисленных отраслевых лабораторий крупные вузы представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центр ...
Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли ...
Понятие «Воспитательная технология». Воспитательный результат технологии
Воспитательная технология – приложена к процессу становления, формирования человека как соц.способного существа. ВТ – это прежде всего пед.технология. Пед.технологии в педагогике на слуху существуют более 10 лет. Вокруг феномена пед.технологий немало споров. Остановимся на процессуальном подходе, с ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.