То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей своих учеников.
Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и соц. развития.
На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей и учащихся обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития.
Для учета возрастных особенностей детей и уч-ся было предложено классифицировать периоды человеческой жизни. При этом разные авторы в основании классификации часто используют разные критерии и признаки. Сложности возрастной периодизации заключаются в том, что параллельно с физическими изменениями человека: ростом, появлением молочных зубов, прибавлением веса, половым созреванием идут изменения и в интеллектуальной сфере, и в процессах социализации личности. Изменения в биологической, духовной и социальной сферах идут не всегда равномерно, но, тем не менее, в тесной связи между собой.
В отечественных исследованиях в настоящее время принята следующая периодизация детского и школьного возрастов:
1. младенчество (до 1 года).
2. преддошкольный возраст (от 1 до3 лет).
3. младший дошкольный возраст (от 3-х лет).
4. средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
5. старший дошкольный возраст (5-6 лет).
6. младший школьный возраст (от 6 до 10 лет).
7. средний школьный возраст (от 10 до 15 лет).
8. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).
Реальная педагогическая практика показывает, что, несмотря на существенные колебания у некоторых детей темпов их физического, психического или соц. развития, природа берет свое. Поэтому игнорирование и даже малейшее пренебрежение возрастными возможностями детей и уч-ся, применение не адекватных их возрасту методик и технологий обучения или воспитания либо приводит к физическим и интеллектуальным перегрузкам, если опережаются возможности растущего организма, либо не создаются условия для полноценного темпа их развития.
В связи с этим все подлежащее усвоению, восприятия только в том случае приносит свои плоды, если доступно и использовано сообразно возрасту. Вместе с тем выделенные границы возрастных периодов не только не имеют четких границ, но и отдельных детей выстраивается свой опережающий темп развития. Речь идет в данном случае об акселерации - ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованию темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и соц. влияния и становления личности, с другой.
Как бы то ни было, с явлением акселерации и самим процессом не равномерности развития отдельных сторон и качеств растущего человека следует считаться.
Психология и педагогика обратила внимание на то, что в области человеческого развития прослеживается несколько закономерностей, которые следует учитывать в реальной педагогически практике:
1. отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.
2. физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.
Все это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития.
Современные подходы к работе над произведениями устного народного
творчества в начальной школе
Многие специалисты - филологи, любители русской словесности, озабочены резко усиливающимися англоязычными влияниями. Второй - фактор это суждение влияния русского языка в мире, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а, следовательно, снижения уважения к русскому языку в мире и в самой России. Для ...
Муниципальное бюджетное учреждение «культурно-досуговоеобъединение «Праздник»
как учреждение культуры нового типа
Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи в рамках дипломного исследования проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения «культурно-досуговое объединение «праздник» (далее по тексту мбу кдо «праздник») мариинского района кемеровской области. МБУ КДО «Праздник» учре ...
Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая
семья"
Цель игры - ознакомление участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практическое закрепление навыков распределения поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов; формирование умений коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.