Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Возрастные и индивидуальные особенности ученика

Возрастные и индивидуальные особенности ученика

Страница 1

То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей своих учеников.

Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и соц. развития.

На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей и учащихся обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития.

Для учета возрастных особенностей детей и уч-ся было предложено классифицировать периоды человеческой жизни. При этом разные авторы в основании классификации часто используют разные критерии и признаки. Сложности возрастной периодизации заключаются в том, что параллельно с физическими изменениями человека: ростом, появлением молочных зубов, прибавлением веса, половым созреванием идут изменения и в интеллектуальной сфере, и в процессах социализации личности. Изменения в биологической, духовной и социальной сферах идут не всегда равномерно, но, тем не менее, в тесной связи между собой.

В отечественных исследованиях в настоящее время принята следующая периодизация детского и школьного возрастов:

1. младенчество (до 1 года).

2. преддошкольный возраст (от 1 до3 лет).

3. младший дошкольный возраст (от 3-х лет).

4. средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

5. старший дошкольный возраст (5-6 лет).

6. младший школьный возраст (от 6 до 10 лет).

7. средний школьный возраст (от 10 до 15 лет).

8. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).

Реальная педагогическая практика показывает, что, несмотря на существенные колебания у некоторых детей темпов их физического, психического или соц. развития, природа берет свое. Поэтому игнорирование и даже малейшее пренебрежение возрастными возможностями детей и уч-ся, применение не адекватных их возрасту методик и технологий обучения или воспитания либо приводит к физическим и интеллектуальным перегрузкам, если опережаются возможности растущего организма, либо не создаются условия для полноценного темпа их развития.

В связи с этим все подлежащее усвоению, восприятия только в том случае приносит свои плоды, если доступно и использовано сообразно возрасту. Вместе с тем выделенные границы возрастных периодов не только не имеют четких границ, но и отдельных детей выстраивается свой опережающий темп развития. Речь идет в данном случае об акселерации - ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованию темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и соц. влияния и становления личности, с другой.

Как бы то ни было, с явлением акселерации и самим процессом не равномерности развития отдельных сторон и качеств растущего человека следует считаться.

Психология и педагогика обратила внимание на то, что в области человеческого развития прослеживается несколько закономерностей, которые следует учитывать в реальной педагогически практике:

1. отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.

2. физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.

Все это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Виды и приемы массажа в логопедической практике
В данном параграфе мы остановимся на рассмотрении видов, приемов, задач логопедического массажа, а также противопоказаний к его проведению Массаж возник в глубокой древности Слово «массаж» греческого происхождения и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в треть ...

Проблемы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки. Формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и ...

Фитбол гимнастика - средство коррекции осанки
Мы выяснили, что новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика. Фитбол в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи: - Развитие двигательных качеств; ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru