Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Возрастные и индивидуальные особенности ученика

Возрастные и индивидуальные особенности ученика

Страница 3

Средний школьный возраст.

Охватывает период с 11 до 15 лет. Он считается переходным возрастом от детства к юности. Этот период жизни школьника часто еще называют переходным возрастом. В этот период идет активный процесс духовного и физического взросления, перестройки всего организма. В подростковом возрасте начинается процесс полового созревания. У девочек он начинается в 11-12 лет, а у мальчиков – в 12-13 лет. Половое созревание вносит существенные изменения в жизнедеятельность организма, что сказывается на общем поведении девочек и мальчиков, является определяющим для жизни подростка. Мир подростка – это сложный мир и ребенка, и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты и угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям, в том числе и к учителям.

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, "что-то значить", проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.

Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.

Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии. Точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.

Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной.

Активно идет процесс социализации подростка. Формируется его миропонимание, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.

Мир подростка – это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто меняются интересы и увлечения. Нередко подростки пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Проявляется повышенный интерес к приключенческой и детективной литературе. При чтении для подростка главное не внутренний мир литературного героя, а сам сюжет, само событие и похождение героев.

В подростковом возрасте происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто остаются не понятыми взрослыми. Более того, лицемерие и явная ложь взрослых, их стремление к наживе любой ценой не остаются, бесследны для неокрепшей легко ранимой души подростка.

Задача учителя в этот ответственный период жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно с нравственных позиций принимать решения, систематически корректировать его поведение. Взаимоотношения учителя и подростка должны быть всегда доброжелательно-требовательными. Особенно опасно грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка. Поэтому учитель должен в разговорах, особенно в ситуациях неформального общения, соблюдать с ним педагогический такт.

Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами. Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые "ничего не боятся", которым "все можно". Попадая под их влияние, подростки быстро осваивают их приемы жестокости и аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в так называемые группировки, а затем попадают в среду правонарушителей. Девочки в этом возрасте также очень быстро могут попасть под влияние мнимых кумиров и ложных идеалов. Некоторые девочки-подростки не особенно осуждают проституцию и даже гордятся своими знакомствами с более взрослыми ребятами из местных группировок и правонарушителями.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Понятие алгоритмической культуры школьников
Первой программой школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985 г.) формирование алгоритмической культуры определялось как одна из нормативных целей обучения информатике. Было раскрыто содержание и выделены основные компоненты данного понятия (М.П.Лапчик): 1. Понятие алгоритма ...

Влияние этнического фактора на поведение студенчества
Студенческая среда – это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В крупные города приезжает учиться молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Именно в ВУЗах встречаются представители самых разнообразных этнических групп, и вступают в контак ...

Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru