Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Мир, в котором живет современный человек, динамично и радикально изменяется. Эти изменения связаны с преобразованиями в сфере экономики, политики, социальных отношений, культуры и образования. Происходит переоценка ценностей современного общества, утрата нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение.

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.

Государство и общество осознали необходимость серьезной комплексной разработки темы гражданского становления школьника в изменившихся социально-политических условиях. Происходит процесс переориентации на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Как одно из основных направлений современной государственной образовательной политики рассматривается усиление воспитательной функции образования, формирование нравственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, гражданственности.

Под гражданственностью понимают интегративное качество личности по следующим аспектам:

а) мировоззренческому (знания, убеждения, ценностные ориентации);

б) поведенческому (нормы, установки, поступки);

в) оценочному (качественное состояние нравственного, правового самосознания, стиль мышления, познавательные оценки, их характер и содержание);

г) культурному (культура чувств, отношений, поведения, содержание и характер самодеятельного творчества).

Гражданственность предполагает наличие у человека системы социально-значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны и общественной жизни - в формах, не противоречащих моральным и правовым нормам.

Являясь интегративным качеством личности, гражданственность, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину. Прежде всего, это такие качества, как: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.

Основными элементами гражданственности на современном этапе признаются активная гражданская позиция, нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам.

Обобщенно структуру гражданственности можно выразить в схеме, представленной на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура гражданственности.

Формирование гражданственности в отечественной традиции неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности. Трактовка этих качеств являлась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике. Формирование гражданственности является одной из важнейших задач, стоящих перед современной российской школой.

Каждый год школа выпускает в быстро меняющуюся жизнь молодых людей, и чтобы сохранить стабильность в обществе, у этих ребят должны быть четкие моральные ориентиры и ясная гражданская позиция. Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Лингвистические основы обучения письму детей с ТНР
Процесс обучения письму учитывает не только психологические, психофизические особенности тех, кто осваивает письменную речь, но и специфику самой речи, в частности, ее письменность. Иными словами, обучение письму может быть успешным в том случае, если методика принимает во внимание и лингвистически ...

Педагогические основы нравственного воспитания
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является составной частью компл ...

Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru