С целью изучения особенностей формирования у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией было организовано данное исследование, которое состояло из 3 этапов:
1 этап – констатирующий. На этом этапе проводилось изучение фонематического слуха у дошкольников со стёртой дизартрией.
2 этап – формирующий. Этап коррекционной работы.
3 этап – контрольный. На этом этапе изучались улучшения фонематического слуха после коррекционной работы, формирующего этапа.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей формирования у детей дошкольного возраста с со стёртой дизартрией.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Подобрать методические рекомендации по обследованию фонематического слуха у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией, подобрать дидактический речевой материал;
2. Организовать и провести обследование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с со стёртой дизартрией;
3. Проанализировать результаты обследования и определить основные направления коррекционной работы по развитию фонематического слуха у данной категории детей.
Констатирующий эксперимент проходил в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении – «Детский сад № 2» г. Новоаннинский. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли: 5 детей со стёртой дизартрией (по результатам ПМПК). В контрольную группу (КГ) вошли 5 детей без речевых нарушений. Возраст детей на момент обследования 5,5- 6 лет. По заключению врачей-специалистов все дети были с сохранным слухом, зрением и интеллектом.
В круг исследования включалось 10 детей дошкольного возраста (5 лет): из них 5 девочек и 5 мальчиков. Экспериментальную группу составили 10 детей, у которых зафиксировано стёртая (лёгкая) форма.
Исследование фонематического слуха (констатирующий эксперимент) проводилось в течение двух недель. Обследование фонематических процессов проходило в первую половину дня в кабинете логопеда индивидуально с каждым ребенком и фронтально, с группой детей (игра «Кто позвал»).
При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с речевым недоразвитием с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в нашем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ Новоаннинский детский сад № 2 «Солнышко» г. Новоаннинский Волгоградской области. В исследовании использовалась диагностика Архиповой Е.Ф. «Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией»
Диагностика включает следующие пробы.
1) узнавание неречевых звуков;
2) различение высоты, силы, тембра голоса;
3) различение слов, близких по звуковому составу;
4) дифференциация слогов;
5) дифференциация фонем;
6) навыки элементарного звукового анализа.
При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.
1. Узнавание неречевых звуков
Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.
2. Различение высоты, силы, тембра голоса
Цель: Исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3. Различение слов, близких по звуковому составу
Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов
Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие шипящие и т.д.
5. Дифференциация фонем
Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.
2. Проверка готовности к формировании звукового анализа.
6. Навыки элементарного звукового анализа
Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.
Таблица 2.1
Сформированность фонематического слуха до коррекционной работы
Дети |
Проба 1 |
Проба 2 |
Проба 3 |
Проба 4 |
Проба 5 |
Проба 6 |
Общий результат | ||
Даша М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 | ||
Люба С. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 | ||
Тимофей В. |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 | ||
Саша П. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | ||
Полина Н. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 | ||
Марина К. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 | ||
Влад П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 | ||
Илья Б. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 | ||
Артём П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 | ||
Юля С. |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 | ||
Примерные нормы и обратная связь
В целом при повторном тестировании в каждом классе примерно половина учащихся выполняет эту работу лучше, а около четверти — показывает худший результат. Обратная связь — это индивидуальный анализ результатов тестирования с указанием количества просмотренных знаков, ошибок, уровня точности, с конкр ...
Развитие педагогической профессии в современном
обществе
Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "образование&q ...
Изучение личности обучающегося в ученических
коллективах
Коллектив - это любая организованная группа людей или только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. 1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с обществен ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.