В последние годы отмечается повышение интереса среди специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции стертой формы дизартрии. Это обусловлено прежде всего сложностью дифференциальной диагностики стертых форм дизартрии и других нарушений звукопроизношения.
В отечественной литературе под термином «стёртая форма дизартрии» принято понимать нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервных систем. Исследования последних лет (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.), обнаруживают при этих формах речевой патологии нарушения фонетики и фонематики, которые являются распространёнными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики.
Проблема формирования фонематических процессов при стертой форме дизартрии широко обсуждались в отечественной и зарубежной литературе. Имеются многочисленные работы, посвященные данному нарушению речи, в которых анализируется ряд вопросов касающихся структуры дефекта, методов обследования, методических приемов коррекции.
Ведущим, в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии является нарушение фонетической стороны речи. Ряд авторов отмечает, что в основе некоторых произносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер. Как указывает Р.Е.Левина, у детей со стёртой формой дизартрии имеется и недоразвитие фонематического восприятия. При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. У детей со стертой формой дизартрии речедвигательный анализатор играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Таким образом, смазная, непонятная речь у детей со стертой формой дизартрии не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Это ещё больше усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Решение этой проблемы имеет существенное значение для разработки методов коррекционного воздействия.
До настоящего времени остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением стертой формы дизартрии. Недостаточно разработаны методы дифференциальной диагностики, не выработаны оптимальные методы коррекции стертой дизартрии. Чаще всего заключение о наличии стертой формы дизартрии выносится детям с полиморфным нарушением звукопроизношения, имеющим длительную динамику коррекции. В практике логопедии при устранении этой речевой патологии обычно используют стандартные приемы, применяемые при коррекции дислалии, что во многом снижает эффективность логопедического воздействия.
Проблема формирования фонематического слуха у детей со стёртой дизартрией является одной из актуальных для теории и практики логопедии. Так, у детей со стёртой дизартрией, отсутствие полноценного восприятия фонем делает не возможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с полноценной способностью артикулировать звуки способствует более интенсивному усвоению правильного звукопроизношения. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определённой последовательности.
Таким образом, слух является ведущим анализатором в усвоении речи окружающих. Вместе с тем он же становится контролирующим регулятором собственного произношения, что усиливает развитие фонематического слуха.
Объект исследования: Фонематический слух дошкольников.
Предмет исследования: Особенности формирования фонематического слуха у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Цель исследования: Применение на практике комплекса упражнений направленных на коррекцию фонематического слуха у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии.
3. Применить комплекс упражнений направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
4. Выявить эффективность комплекса упражнений.
Гипотеза исследования: Основу гипотезы исследования составило положение о том, что процесс формирования слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией будет протекать эффективнее, если:
- своевременно диагностировать обследование у старших дошкольников со стертой дизартрией
-подобрать комплекс упражнений, которые будут способствовать повышению уровня слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по теме исследования;
- эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
- анализ результата исследования.
Понятие дизартрии и характеристика форм дизартрии
В этом параграфе будут рассмотрены формы, этиология, классификация и симптоматика дизартрических расстройств. Краткие сведения о формах дизартрии Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно про ...
Технология конструирования пед.процесса. Планирование как результат
конструктивной деят-ти педагога
Одним из решающих усовий успеха пед.процесса яв-ся структурирование, вкл.в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деят-ти. На этих этапах можно выделить осн.виды деят-ти педагога, направленные на конструирование седержания, средств и программ действий. Соответственно, т ...
Выявление уровня знаний по математике у учащихся испытуемого
класса
Исследование проводилось на базе 3 «А» класса СШ№43 г. Могилева. В эксперименте принимало участие 19 учеников. Для достижения поставленных целей, исследование проводилось в несколько этапов: Проведение входного теста для получения сведений об исходном уровне знаний учащихся. Использование разноуров ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.