Как известно, младший школьный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, в том числе и в сфере познавательной деятельности. Познавательная деятельность включает в себя следующие основные процессы: внимание, память, мышление.
По этим трем показателям было проведено исследование уровня развития познавательной активности младших школьников при обучении математики. Для этого учащиеся 3 А класса МАОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» были протестированы по следующим методикам: «Корректурная проба», «Красно-чёрная таблица», «Исключение слов», методика Мюнстерберга, методика для оценки объёма кратковременной памяти. Во всех тестах использовались математические знания учащихся. (См. Приложение). Исследование показало следующие результаты.
При изучении уровня объёма и концентрации внимания на уроке математики использовалась методика «Корректурная проба». Обследуемым детям предъявлялся бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны были в каждом ряду вычёркивать определённую букву, которая стояла первой. Работа проводилась на время с требованием максимальной точности. Время 5 минут. Результаты показаны на рисунке 2.8.
Объём внимания оценивался по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по представленной методике оценивались два показателя. Высокому уровню объёма внимания соответствует более 1200 обработанных знаков, выше среднего – от 1000 до1200, среднему – 850-1000, ниже среднего – 450-850, низкому – менее 450. При высокой концентрации внимания ученик не допускает ошибок, выше среднего – 1-2 ошибки, средней – 3-5 ошибок, ниже средней – 6-10 ошибок, низкой - более10 ошибок. Таким образом, мы видим, что у 43 % учащихся объём внимания ниже среднего при концентрации выше среднего у 67 % учащихся.
Переключение внимания изучено по методике «Красно-чёрная таблица» [См. Приложение 2]. Результаты показаны на рисунке 2.9.
Рис. 2.8. Результаты изучения уровня объема и концентрации внимания на уроке математики
|
Рис. 2.9. Результаты по методике «Красно-чёрная таблица»
Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и чёрные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причём красные числа нужно находить в убывающем порядке, а чёрные – в возрастающем. Результаты оцениваются по количеству правильно воспроизведённых пар. Высокому уровню переключения внимания соответствует 20-25 правильных пар, выше среднего – 15-20, среднему – 10-15, ниже среднего – 5-10, низкому – 5 и менее. По рисунку видно, что у большинства учащихся (64 %) переключение внимания ниже среднего.
Совершенствование системы мотивации персонала МАДОУ
детского сада
Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, напр ...
Влияние самооценки на социометрический статус личности
В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно- или прямо пропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение ...
Понятия мотивации и мотива учения
Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современного образования, делом общественной важности. Как ведущий фактор регуляции активности личности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. Различные школы современной психологии пока ещё не при ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.