Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.
Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). ( Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, с.257).
У современной семьи можно выделить восемь основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательнообразовательный аспект. При этом на различных культурноисторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному.
Репродуктивная функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях. Поскольку представления о размерах семьи человек, как правило, формирует по образу и подобию отчего дома, мы можем выделить педагогическую культуру семьи, ориентированную на многодетность, и педагогическую культуру семьи, не ориентированную или даже исключающую многодетность.
Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения. В этой сфере также можно встретить как демократическую, так и авторитарную педагогическую культуру. Первая предоставляет членам семьи (и прежде всего детям) достаточную свободу культурного выбора. Вторая жестко навязывает культурные представления. При этом неважно, в какой форме осуществляется диктат как запрет или как принуждение.
Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства. Выделяют следующие типы педагогической культуры семьи по отношению к хозяйственно-бытовой сфере ее жизни: предписывающий, допускающий и исключающий участие в ней подрастающего поколения.
Производственная функция направлена на экономическую поддержку семьи, возмещение недостающих товаров, продуктов и услуг. В современных условиях эта функция связана и тесно переплетается с хозяйственно-бытовой.
Экономическая функция семьи представляет собой ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности личности. Семья участвует в личном и общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Экономическая функция семьи направлена на экономическую помощь несовершеннолетним и нетрудоспособным членам семьи. В реализации экономической функции педагогическая культура тесно связана с национальными традициями и весьма вариативна. Так, в современном российском обществе экономическая помощь родителей нередко продолжается и после того, как их дети вступают в самостоятельную жизнь или даже обзаводятся собственными семьями. Экономический аспект педагогической культуры семьи позволяет выделить в ней два типа: пролонгировано-опекающий и автономистский.
Сексуальная функция семьи направлена на удовлетворение и контроль сексуальных потребностей членов общества. Педагогическая культура этой стороны семейной жизни у разных народов также довольно вариативна и определяется в основном моралью, религиозными убеждениями, политической идеологией. Применительно к этой сфере жизнедеятельности семьи выделяют как минимум две разновидности педагогической культуры семьи: сексуальную и антисексуальную.
Из истории изучения проблемы нравственного воспитания
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...
Педагогические основы нравственного воспитания
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является составной частью компл ...
Функции методики обучения истории как науки
Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике». Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.