Образовательная концепция Развивающего Обучения (основными авторами которой являются Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин) представляет собой целостное теоретическое построение, опирающееся на деятельностный подход в философии и на культурно-историческую концепцию в психологии. Результатом реализации этого теоретического построения является практика Развивающего Обучения. Понимание проблем, возникающих в практике Развивающего Обучения, невозможно без реконструкции всей концепции, в которой существует эта практика.
Общие (абстрактные) модели педагогической деятельности были построены С.В. Ермаковым. В классическом понимании модель есть модель некоторого объекта, включенного в деятельность, исследовательскую или проектную, и содержание модели – система связей и отношений объекта, существенных для соответствующей деятельности. При моделировании деятельности необходима объективация этой деятельности в рамках некоторой другой, охватывающей ее деятельности. Для этого охватывающая деятельность должна предполагать и допускать рефлексию моделируемой деятельности.
«Именно в рефлексии возникает необходимость в какой либо модели той деятельности, которая служит предметом рефлексии».
Такой охватывающей деятельностью по отношению к сложным практикам, включающим в себя мышление и действующим со сложными мысленными и знаковыми конструкциями, является деятельность их проектирования.
Для проектирования педагогической деятельности необходимо зафиксировать те допущения о педагогической деятельности, исходя из которых, можно выбрать нужные мыслительные конструкции.
В построенных С.В. Ермаковым моделях педагогическая деятельность представлена как организующая деятельность ученика. Попробуем построить более широкое представление о педагогической деятельности, охватывающее как деятельностные, так и недеятельностные элементы, т.е. о педагогической практике. Для построения такой расширенной модели будем пользоваться методом, предложенным С.В. Ермаковым.
Если понимать обучение, как ответ на вопрос, что делает учитель, то в рамках деятельностного подхода ответ на него следующий: учитель организует действия ученика. А что делает ученик – учиться? Учебное действие – действие рефлексивное, поскольку направлено на другое действие того же самого субъекта. Если действие не отрефлексировано учеником, мы его относим в недеятельностным элементам учения, отсюда возникает различие деятельностных и недеятельностных элементов учения.
Кроме того, учебное действие – это некоторое превращение, преобразование действия того, кто учится: из активности хаотической, неорганизованной, неумелой, основанной на незнании, в активность упорядоченную, умелую, опирающуюся на знания.
Следовательно, учитель организует превращение. Отсюда возникает различие деятельностных и недеятельностных элементов обучения. К деятельностным элементам мы относим указанное выше превращение, направленное на соорганизацию предметного и учебного действия; к недеятельностным – действия, направленные на организацию нерефлексивных действий ученика (рис 2.2 и рис.2.1.).
|
Рис. 2.1.
Рис. 2.2.
Также выделим второй тип деятельностных элементов обучения – когда учитель должен рефлексировать свою деятельность при возникновении сложностей в организации учебной деятельности
Пока мы даем предварительное определение деятельностных элементов обучения, потому что не ясен вопрос о возможности рефлексии учителя на уроке при организации учения. Может ли он рефлексировать одновременно с другим действием? Возможно ли разработка таких схем анализа урока, которые он мог бы использовать для рефлексии на уроке?
Содержание и задачи физического воспитания детей дошкольного
возраста
В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных предметов. В этот период его начинают интересовать вещи, выходящие за рамки конкретной наличной ситуации. Расширяются круг общения ребенка и круг его инт ...
Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-х классов в
условиях музыкально-игровой деятельности
Формирующий эксперимент предполагал применение музыкально-игровой драматизации в учебном процессе в целях формирования музыкально-творческих способностей личности младших школьников. Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по ре ...
План воспитательного мероприятия: Экскурсия в музей ИЗО
Цель: изучить и сохранить историю родного края, на основе знаний национальных традиций, национальной истории Республики Дагестан сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, к прошлому, настоящему и будущему деревни и школы. сформировать у младших подростков предс ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.