Методика констатирующего эксперимента
Констатирующая часть исследования включала в себя следующее:
- изучение контингента детей с речевой патологией, которые обучались в логопедической группе.
- обследование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем общего недоразвития речи;
Программа обследования лексического строя речи у дошкольников III уровнем общего недоразвития речи включало в себя 4 блока заданий:
А. исследование пассивного словаря.
1. Существительные.
2. Глаголы.
З. Прилагательные.
Б. Исследование активного словаря.
1. Существительные.
2. Глаголы.
З. Прилагательные.
В. исследование семантической структуры слова и лексической системности.
1. Классификация.
2. Группировка:
-существительных
- глаголов
- прилагательных
З. Подбор синонимов.
4. Подбор антонимов.
5. Объяснение значения слов:
- существительных
- прилагательных
- глаголов
6. Добавление одного общего слова к двум словам.
7. Дополнение к глаголу.
8. Дополнение последнего слова в предложении.
Г. Исследование словообразования.
1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
2. Образование прилагательных:
-относительных
- качественных
- притяжательных
- уменьшительно-ласкательных
3. Образование названий детенышей.
4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
5. Словообразование профессий женского рода
6. Словообразование по дефиниционному типу.
7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
Исследование начиналось с изучения имеющейся у каждого ребенка медицинской и логопедической документации.
По заключению врача офтальмолога и врача отоларинголога все дети имели сохранный слух и зрение. По заключению психоневролога — основную группу составляли дети, не имеющие нарушений интеллектуального развития.
Дети с нормальной речью.
В контрольной группе было 15 человек
14 человек — дети из полных семей. Только 1 ребенок воспитывается в неполной семье.
В анамнезе отсутствуют указания на патологию беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. Со слов родителей, моторика детей сформирована в пределах возрастной нормы, каких-либо нарушений в темпе развития замечено не было. Речь также развивалась нормально: к 2 годам у всех детей этой группы фразовая речь была сформирована.
Психолого-педагогическое обследование показало, что у детей нормальное интеллектуальное и речевое развитие. У двоих детей было отмечено нарушение звукопроизношения, которое имеет характер простой функциональной дислалии.
Дети активно и с интересом принимали участие в эксперименте, были
активны, внимательны. Однако некоторым детям была нужна небольшая помощь для выполнения задания.
Дети с общим недоразвитием речи
В основную экспериментальную группу вошли 15 детей.
8 детей воспитываются в полных семьях, 7 в неполных семьях. При изучении медицинской документации в анамнезе 10 матерей обследованных детей с ОНР имелись указания на различную патологию беременности и родов: тяжелые токсикозы, угрозы выкидыша. Инфекционные и вирусные заболевания на различных сроках беременности, асфиксии, родовые травмы, патология раннего постнатального периода, как следствие недоношенности. У 6 детей отмечена задержка формирования моторных функций.
У двоих детей их старшие сестра (братья) посещали логопедическую группу.
Речевой онтогенез детей этой группы запаздывает по сравнению с возрастными показателями нормы. Первые слова у большинства детей появились в период от 1,5 до 2 лет.
Психолого-педагогическое обследование выявило у детей нарушение работоспособности, недостаточность внимания, быструю утомляемость, низкую психическую активность, а также моторную гиперактивность.
Качественный и количественный анализ обследования лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня (на основе приведенной методики исследования) позволил выделить несколько уровней успешности выполнения экспериментальных заданий:
I уровень — «высокий»;
II уровень — «средний»;
III уровень – «низкий»;
Основными качественными критериями оценки при этом являлись:
Степень самостоятельности при выполнении заданий;
Принцип монизма
Теория развивающего обучения В. В. Давыдова [8] основывается на гипотезе Л. С. Выготского [5] о том, что обучение определяет характер психического развития учащихся. Развитие, по словам Выготского, осуществляется на культурно-историческом материале. Взрослые создают такие условия (социальная ситуац ...
Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного
процесса
Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общест ...
Творческая биография Агнии Барто
Барто Агния Львовна (1906-1981), известная детская писательница. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии. В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала пис ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.