Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Страница 2

Методика констатирующего эксперимента

Констатирующая часть исследования включала в себя следующее:

- изучение контингента детей с речевой патологией, которые обучались в логопедической группе.

- обследование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем общего недоразвития речи;

Программа обследования лексического строя речи у дошкольников III уровнем общего недоразвития речи включало в себя 4 блока заданий:

А. исследование пассивного словаря.

1. Существительные.

2. Глаголы.

З. Прилагательные.

Б. Исследование активного словаря.

1. Существительные.

2. Глаголы.

З. Прилагательные.

В. исследование семантической структуры слова и лексической системности.

1. Классификация.

2. Группировка:

-существительных

- глаголов

- прилагательных

З. Подбор синонимов.

4. Подбор антонимов.

5. Объяснение значения слов:

- существительных

- прилагательных

- глаголов

6. Добавление одного общего слова к двум словам.

7. Дополнение к глаголу.

8. Дополнение последнего слова в предложении.

Г. Исследование словообразования.

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

2. Образование прилагательных:

-относительных

- качественных

- притяжательных

- уменьшительно-ласкательных

3. Образование названий детенышей.

4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

5. Словообразование профессий женского рода

6. Словообразование по дефиниционному типу.

7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Исследование начиналось с изучения имеющейся у каждого ребенка медицинской и логопедической документации.

По заключению врача офтальмолога и врача отоларинголога все дети имели сохранный слух и зрение. По заключению психоневролога — основную группу составляли дети, не имеющие нарушений интеллектуального развития.

Дети с нормальной речью.

В контрольной группе было 15 человек

14 человек — дети из полных семей. Только 1 ребенок воспитывается в неполной семье.

В анамнезе отсутствуют указания на патологию беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. Со слов родителей, моторика детей сформирована в пределах возрастной нормы, каких-либо нарушений в темпе развития замечено не было. Речь также развивалась нормально: к 2 годам у всех детей этой группы фразовая речь была сформирована.

Психолого-педагогическое обследование показало, что у детей нормальное интеллектуальное и речевое развитие. У двоих детей было отмечено нарушение звукопроизношения, которое имеет характер простой функциональной дислалии.

Дети активно и с интересом принимали участие в эксперименте, были

активны, внимательны. Однако некоторым детям была нужна небольшая помощь для выполнения задания.

Дети с общим недоразвитием речи

В основную экспериментальную группу вошли 15 детей.

8 детей воспитываются в полных семьях, 7 в неполных семьях. При изучении медицинской документации в анамнезе 10 матерей обследованных детей с ОНР имелись указания на различную патологию беременности и родов: тяжелые токсикозы, угрозы выкидыша. Инфекционные и вирусные заболевания на различных сроках беременности, асфиксии, родовые травмы, патология раннего постнатального периода, как следствие недоношенности. У 6 детей отмечена задержка формирования моторных функций.

У двоих детей их старшие сестра (братья) посещали логопедическую группу.

Речевой онтогенез детей этой группы запаздывает по сравнению с возрастными показателями нормы. Первые слова у большинства детей появились в период от 1,5 до 2 лет.

Психолого-педагогическое обследование выявило у детей нарушение работоспособности, недостаточность внимания, быструю утомляемость, низкую психическую активность, а также моторную гиперактивность.

Качественный и количественный анализ обследования лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня (на основе приведенной методики исследования) позволил выделить несколько уровней успешности выполнения экспериментальных заданий:

I уровень — «высокий»;

II уровень — «средний»;

III уровень – «низкий»;

Основными качественными критериями оценки при этом являлись:

Степень самостоятельности при выполнении заданий;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Значение игровых технологий в обучении детей младшего школьного возраста
Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В. Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает э ...

Лингвистические основы обучения письму детей с ТНР
Процесс обучения письму учитывает не только психологические, психофизические особенности тех, кто осваивает письменную речь, но и специфику самой речи, в частности, ее письменность. Иными словами, обучение письму может быть успешным в том случае, если методика принимает во внимание и лингвистически ...

Анализ результатов сформированности развития фонематического слуха
По окончании формирующего исследования нами были обработаны полученные данные. Полученный нами результат свидетельствует о положительной динамике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией, это можно проследить по данным таблицы 2.2 Таблица 2.2 Сформированно ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru