Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Страница 3

2. Адекватность речевых действий обследуемого постановленной задаче;

З. Соответствие речевой продукции (ответов детей) семантической языковой нормам.

Характеристика уровней

«Высокий уровень»

Дети данного уровня выполняли задания правильно, лишь в единичных случаях требовались дополнительные пояснения к заданиям, повторение инструкции и дополнительные образцы выполнения заданий. При выполнении заданий на словообразование с опорой на наглядный материал отмечаются негрубые единичные ошибки.

Отказов от выполнения задания не было. Количество ошибок составляет 10% - 25% от общего числа ответов.

«Средний уровень».

Выполнение заданий у детей этой группы вызвало некоторые затруднения. Имели место отдельные случаи отказа от выполнения заданий. Детям требовались дополнительные разъяснения, повторения инструкции и пример выполнения задания.

Отмечались ошибки при выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов. Имели место затруднения в выполнении некоторых заданий по разделу словообразования. Некоторые задания выполнялись с помощью наводящих стимулирующих вопросов. Количество ошибок составляет 25%-50% от общего числа ответов.

«Низкий уровень».

Ответы детей с «низким» уровнем выполнения заданий насыщены ошибками, заменами одного слова другим. Затруднения в выполнении заданий отмечаются у детей на всех этапах обследования. Детям постоянно необходима помощь при выполнении заданий. Имеют место отказы детей о выполнения заданий. Большинство заданий выполнялись с помощью взрослого и наводящих вопросов. Количество ошибок и аграмматизмов составляет более 50% от общего числа ответов.

Уровень сформированности пассивного словаря

Обобщенные данные исследования сформированности пассивного словаря обследованных нами детей представлены в таблице №1.

Таблица 1. Данные исследования уровня сформированности пассивного словаря

Уровни выполнения заданий

Исследуемая группа

Дети с ОНР

Дети контрольной группы

Высокий

1 чел. (6.7%)

13 чел. (86.7%

Средний

8 чел. (53.3%)

2 чел. (13.3%)

Низкий

6 чел. (40%)

_

Из таблицы 1 видно, что только один ребенок из экспериментальной группы без особого затруднения справился с заданием данного раздела.

Уровень выполнения заданий остальными детьми соответствовал «среднему»

(8 детей - 53,3%) или «низкому» (6 детей — 40%).

Затруднение вызывали задания, где нужно было на картинке показать время года и суток, явлений природы, частей предмета и названий жилищ. Наиболее трудными для детей оказались задания, в которых нужно было показать части тела на картинке, а на себе смог показать только 1 ребенок.

В экспериментальной группе были отмечены также отказы от выполнения заданий. Они составили от 2% до 8% (по разным видам заданий).

У детей контрольной группы отказов от выполнения заданий не было, и они справились с выполнением заданий гораздо лучше, чем дети с ОНР.

«Высокий» уровень выполнения заданий был отмечен у 13 детей, у 2-х человек — «средний» уровень.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что пассивный словарь, хуже развит у детей с общим недоразвитием речи, чем у детей контрольной группы. Выполнение заданий у детей контрольной группы затруднений практически не вызвало.

Данные о состоянии активного словаря

В ходе исследования активного словаря у детей экспериментальной и контрольной групп были получены следующие результаты (представлены в таблице 2). Из таблицы видно, что большинство детей экспериментальной группы испытывали значительные трудности при выполнении заданий.

При назывании по картинкам существительных, глаголов, прилагательных дети со «средним» и «низким» уровнями не редко допускали ошибки.

Детьми экспериментальной группы допускались также неверные ответы во многих заданиях особенно при исследовании глаголов и прилагательных. Особое затруднения вызвали задания: «Скажи кто как подает голос?» и название качеств предметов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Профессионально-ориентированная технология обучения
Цель: обеспечить проф.становление личности совр.конкурентно способного специалиста, готового к полноценной профессиональной уаправленческой, производственно-технологической, исследовательской, научно-методической деят-ти. Задачи: формирование у выпускника ценностных отношений к собственному проф.об ...

Характеристика и содержание организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке учащихся
Разработана методика уроков прикладной экономики (система опорных конспектов, самоанализа уроков), а также совокупность тестов, позволяющих определять "продвижение" учащихся в освоении необходимых понятий и представлений. В разработанной программе приоритет отдан изучению теории предприни ...

Планирование мероприятий религиозного воспитания осужденных
Отношения возникающие в ходе религиозного воспитания осужденных подлежат правовому регулированию – с этой целью практикуется заключение соглашений о сотрудничестве между соответствующими епархиями и Управлениями исполнения наказания. В которых оговариваются: взаимные обязанности сторон; порядок коо ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru