Следовательно, организация музыкально-образовательного процесса в условиях драматизации создает оптимальные условия для художественно-творческого развития учащихся и способствует их духовному росту.
Отметим ряд специфических задач, стоящих перед педагогом при проведении интегративных уроков музыки. Они заключаются в следующем:
- развитие эмоциональной идентификации в процессе разыгрывания ролей;
- развитие музыкальности, музыкально-творческих способностей, творческого воображения и мышления в художественно-игровой среде;
- получение, закрепление и накопление музыкально-исполнительского опыта, музыкальных знаний, умений и навыков в художественно-творческой деятельности;
- формирование художественных интересов, вкусов и потребностей средствами различных видов искусства.
Для реализации той или иной художественно-педагогической идеи интегративного урока педагог-музыкант должен опираться на такие принципы художественной дидактики, как интонационность, целостность, образность, ассоциативность и вариативность.
Идея целостного подхода к интегративному уроку музыки может реализоваться при двух условиях: тематической целостности урока и освоении одних и тех же закономерностей музыкального и вербального языка в различных видах художественной деятельности (исполнении, слушании, импровизации, декламации).
Образному единству задач на уроке искусства способствует выделение художественно-педагогической идеи, главное в которой — жизненное содержание, проникновение в "интонационный строй" художественного произведения.
Художественно-педагогическая идея — это главная мысль урока (или группы уроков), которая пронизывает все виды художественной деятельности и частнометодические задачи, продвигает детей и учителя к личностному, социально значимому результату, обеспечивает процесс развития, общение па уроке, окрашивая и выводя па уровень общечеловеческих ценностей каждый его момент.
Принципиально важным становится то, что художественно-педагогическая идея позволяет учителю вывести учебную тему в ее воспитательный пласт. Кроме того, она является своеобразным творческим замыслом урока, может иметь различное воплощение и в музыке, и в поэзии, и в живописи, и в драматическом искусстве.
Следовательно, художественно-педагогическая идея способствует созданию различных проблемных ситуаций, формирует эстетические идеалы, развивает познавательные интересы, стимулирует творческое воображение и фантазию детей, развивает ассоциативность их мышления.
Нам представляется важным, чтобы педагог умел подбирать музыкально-дидактический репертуар, словесный текст и воплощать их в форме игры-драматизации, которая создает необходимую атмосферу для восприятия художественного материала и постижения Духа музыки.
Таким образом, с помощью контрастных по характеру музыкальных произведений, каждое из которых наполнено определенной атмосферой, своеобразным сочетанием видов художественно-творческой деятельности школьников, с помощью театрализованной формы проведения интегративного урока создается "симфония" атмосфер.
Создание Духа урока музыки — это творческая задача каждого педагога-музыканта, для решения которой необходимо иметь художественное чутье, педагогическую интуицию, владеть элементами сценического мастерства и режиссуры, уметь внутренне перевоплощаться, а также учитывать эмоциональный, интеллектуальный и музыкальный уровень развития школьников конкретного класса.
Следовательно, организация интегративных уроков музыки в условиях взаимодействия и синтеза искусств поможет создать оптимальные условия для раскрытия многосторонних художественных способностей и установок учащихся, будет способствовать формированию сотворческой деятельности и гуманизации отношении педагога-музыканта и его учеников.
Классификация детского фольклора
До настоящего времени нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике. Нет пока и общепризнанной классификации. Почти каждый исследователь выдвигает свою классификационную схему. О.И. Капица теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастной традиции де ...
Система воспитания и обучения в дворянской среде
Образование дворянских детей так же, как и жизнь их родителей, зависело от многих причин и прежде всего от имущественного состояния семьи, знатности и, наконец, пола ребенка. Мальчики в большинстве случаев обучались или домашними учителями, или в военно-учебных заведениях. Некоторая часть училась в ...
Цели и задачи экспериментального исследования
Теоретическая часть курсовой работы позволила рассмотреть вопрос о взаимосвязи характера речевого нарушения с механизмом овладения письменной речью. Нарушенная деятельность анализаторов и психических процессов ( хотя первично интеллект сохранен) приводит к неполноценности психофизиологической базы ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.