Образование » Интегративный урок музыки

Интегративный урок музыки

Страница 1

Организация интегративных уроков музыки в школе определяется нами как путь к творческому отражению жизненных реалий в доступной для учащихся художественной форме — игры-драматизации, которая помогает становлению и развитию личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей.

В музыкальном образовании она выступает в качестве:

- средства достижения педагогических целей и задач (развитие художественно-творческих и музыкальных способностей, мышления, воображения, креативности);

- метода творческого взаимодействия педагога и учеников;

- организационной формы занятий. На интегративных уроках музыки игра-драматизация обычно организуется по сюжету литературного или сценического произведения, в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в "лицах", при помощи комплекса выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены (группировки).

Сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация. Л.С. Выготский считал, что в любой игре присутствует драматизация.

Для выявления особенностей применения метода драматизации в музыкальном образовании выделим и проанализируем его основные функции — культурологическую, воспитательную, развивающую, коммуникативную, гносеологическую, компенсаторную, обучающую и терапевтическую.

Культурологическая функция — одна из важнейших: учащиеся не только получают впечатления от произведений художников, поэтов, композиторов, но и учатся воспринимать окружающую действительность по законам эстетики, что, в свою очередь, активизирует формирование и развитие их художественных интересов, вкусов и потребностей, помогает в создании художественно-игровых образов.

Благодаря знакомству с разнообразными произведениями искусства формируются не только эстетические чувства, восприятия, оценки, идеалы, но и художественная культура каждого учащегося.

Воспитательная функция заключается в том, что у учащихся вырабатываются ценностные ориентации, развивается инициатива, самостоятельность, взаимопомощь, класс объединяется в единый коллектив.

Различные по содержанию игры-драматизации способствуют воспитанию эстетических вкусов и потребностей, волевых качеств и мировоззрения, помогают накоплению нравственно-эстетического опыта ученика.

В процессе драматизации развиваются быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание, память, мышление в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов, художественные способности, поэтому можно говорить о ее развивающей функции. Реализация последней осуществляется с помощью различных ролей, проигрывание которых способствует развитию образно-ассоциативного мышления, игрового видения, воображения и фантазии.

С развивающей тесно связана коммуникативная функция, обеспечивающая формирование навыков общения. Выступая в определенной роли, учащиеся взаимодействуют с другими участниками, приобретая таким образом навыки общения.

Гносеологическая функция заключается в познании новых фактов, событий, явлений окружающей жизни с помощью зрительного, слухового и музыкального восприятия, воспитании умения "наблюдать" за развитием музыкально-сценического образа и драматического действия.

Драматизация компенсирует у детей потребность в эмоциональном общении, а также создает оптимальные условия для развития художественных способностей, так как ученик может проявить себя не только в одном виде художественной деятельности, а в нескольких одновременно. Таким образом, данный метод выполняет компенсаторную функцию.

Драматизация как учебный метод способствует усвоению разносторонних знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам, театральному искусству, живописи, вырабатывает исполнительские умения и навыки. Поскольку в процессе драматизации театрализуются не только персонажи литературных и художественно-сценических произведений, по и элементы музыкального языка, которые изучают школьники в процессе урока, можно выделить обучающую функцию.

Терапевтическая функция метода драматизации известна давно. В медицине широко применяется термин "психодрама". Самое общее определение значения психодрамы — это соединение театра с терапией, которое позволяет создать условия для естественного выражения своего "я" в выбранной роли, лучше попять самого себя, снять конфликтные ситуации в коллективе.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Динамика развития профессиональных интересов студентов
Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности, составляет изучение становления и развития у молодых педагогов потребностей и мотивов педагогической деятельности. Из большого арсенала умений как к ...

Рекомендации для повышения степени социальной адаптации леворуких детей к школе
Учителя должны учитывать индивидуальные особенности леворукого ребенка, быть терпеливы и добры, уметь помочь преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии. Ни в коем случае не стоит пытаться переучить леворукого ребенка пользоваться правой рукой. Особое требование, которое до ...

Число как результат количественного сравнения совокупностей предметов
Математика, как и все другие науки, возникла из потребностей деятельности людей. На очень ранней ступени развития человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счет времени. Для удовлетворения этих практи ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru