Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности, составляет изучение становления и развития у молодых педагогов потребностей и мотивов педагогической деятельности.
Из большого арсенала умений как компонентов педагогической деятельности наименее изучены умения диагностировать психологическое развитие учащихся и анализировать состояние своей профессиональной деятельности.
Начальным этапом процесса профессионального самоопределения является выбор профессии педагога. Предрасположенность личности к данной профессии определяет мотивы выбора профессии.
Что же формирует профессиональную направленность, каковы мотивы выбора профессии? Оказалось, что здесь существенную роль играет совет более опытных людей: почти четверть опрошенных выбрали под влиянием или по совету друзей и товарищей, 16,7% - по совету или по примеру родителей; 9,2% - под влиянием средств массовой информации (телевидение, печать). Немаловажную роль сыграли и случайные факторы: близкое расположение учебного заведения, «за компанию» с друзьями и т.д. выявлено, что только 29,4% студентов выбрали профессию, руководствуясь интересом к ее содержанию.
При помощи соответствующих методик мы изучили удовлетворенность студентами профессионального выбора, оказывающего влияние на эмоциональную сферу личности. Используя методику анализа латентной структуры Лазарсфельта, студентам были заданы следующие вопросы:
Если бы пришлось выбирать, поступили ли Вы вновь в этот же вуз? (Ответы: Да. Нет. Не знаю.).
Не появилось ли у Вас желание поменять профессию?
( Ответы: Да, Нет. Не знаю.).
Насколько Вам нравиться будущая профессия? (Ответы: Очень нравится. Скорее нравится, чем не нравится. Совершенно не нравится. Не могу сказать.).
В данной методике вопросы соотносятся по системе логического квадрата. Общий индекс удовлетворенности профессией исчисляется по следующей формуле:
В этой формуле приняты следующие обозначения величин:
+1 – максимальная удовлетворенность.
-1 – максимальная неудовлетворенность.
+0,5-1 – максимальная удовлетворенность.
0-(-0,5) – неудовлетворенность.
-0,5-(-1) – максимальная неудовлетворенность.
Обработка материалов анкетирования позволила выявить числовое выражение индекса эмоциональной удовлетворенности профессиональным выбором:
2 курс – 0,47
3 курс – 0,41
4 курс – 0,39
5 курс – 0,31
Результаты данного исследования показали, что удовлетворенность профессиональным выбором имеет тенденцию снижения к выпускному курсу.
Принимая во внимание то обстоятельство, что самооценка оказывает влияние на развитие личности, мы предложили студентам оценить ранжированием такие качества личности, как уравновешенность, чуткость, общительность, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, тактичность и др., и определить присутствие их у себя. Результаты вычислялись при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена (р):
где d – разность рангов пары данных;
n – количество пар данных.
Анализ данных позволил выявить высокий уровень самооценки у 24,8% студентов 5 курса и 12% студентов 2 курса (показатели от 0,66 до 1,0). Средний уровень оказался у 56,1% и 53,4% студентов соответственно (показатели от 0,36 до 0,65) и низкий уровень самооценки оказался у 19,1% и 34,6% (показатели от – 1 до 3,5).
В центре исследований современных ученных – психологов, педагогов находятся вопросы воспитательной работы и учебного процесса как основные факторы, влияющие на успешную профессиональную работу будущего учителя. Одним из аспектов профессионализации личности исследователи рассматривают адаптацию, понимаемую в социальном плане как приобщение личности к определенным видам деятельности в данной социальной среде.
Важнейшим аспектом социальной адаптации является профессиональная адаптация, связанная, в частности, и с приобретением профессии в учебных заведениях. Профессиональная адаптация в процессе обучения предполагает вооружение студентов специальными знаниями и умениями.
Адаптация начинается с приспособления личности к профессии, с приобретения знаний о ней, развития личных и общественных интересов по мере формирования склонностей и способностей к педагогическому труду.
Наиболее показательным в определении степени адаптации студентов к своей профессиональной роли является связь их жизненных планов с музыкой и музыкальной деятельностью и профессией учителя музыки.
Для организации целенаправленной работы по адаптации студентов музыкального к своей будущей профессии и оценки эффективности методов и форм работы нами была проведена диагностика, социальной и профессиональной направленности студентов первых курсов и динамика их развития по мере перехода студентов на старшие курсы.
Методические основы использования разноуровневых тестов
Использование разноуровневых тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке математики следует из: - требований развивающего характера обучения; - принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся ...
Системы развивающего
обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта). Обобщенные ...
Методика проведения зачетного урока
Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения обычно проверяется и анализируется несколько фактов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивност ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.