В результате применения наглядных средств активизируется внимание учащихся, существенно улучшается восприятие, понимание и запоминание учебного материала.
При слишком усложненном содержании учебного материала понижается мотивация, быстро ослабевают волевые усилия детей, резко падает работоспособность, проявляется чрезмерное утомление, возникает угроза конфликта с учителем.
При упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности.
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне возможностей учеников, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Индивидуальный подход предполагает учет уровня развития школьников, тех ЗУН, которыми владеет ученик.
Основные правила реализации данного принципа заключаются в правильном подборе уровня сложности изготавливаемого изделия; в подборе индивидуальных вспомогательных средств, позволяющих детям, испытывающим определенные трудности в учебе, работать со всеми; в использовании наводящих вопросов, где нет прямой подсказки; в дифференцированном подходе к оценке работы ученика с учетом затраченных им сил.
В результате реализации данного принципа работа всех учеников идет в едином темпе. Учащиеся, имеющие какие-либо затруднения в силу своих индивидуальных особенностей, приобретают уверенность в положительном исходе своей работы, оказываются в ситуации успеха.
Согласно взглядам А.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.
Обучение как форма деятельности является коррекционно-направленным, если предусматривает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, прежде всего операций анализа, синтеза, сравнения, а также умение планировать и целенаправленно выполнять свою работу, осуществлять самоконтроль.
Этот принцип применительно к трудовому обучению состоит в том, чтобы содействовать преодолению существенных недостатков познавательной деятельности учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения относительно друг друга и умения находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие.
Коррекционная направленность труда происходит лишь при учете причин затруднений и ошибок, т.е. при их диагностировании, прослеживании их динамики, своевременном обнаружении типичных ошибок, а также при фиксировании не только результатов усвоения текущего материала, но и коррекции ранее обнаруженных недостатков и ошибок.
Благодаря реализации этого принципа у детей увеличивается объем памяти, развивается логическое мышление, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сферах, совершенствуются зрительно-моторные координации.
Согласно представлениям А. В. Запорожца и А. Н. Леонтьева, эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль в деятельности.
Поэтому любое занятие с детьми в целях достижения максимального эффекта организуется при условии положительного эмоционального настроя ребенка. Это достигается благодаря определенным организационно-педагогическим требованиям.
Таблица 2
Организационно-педагогические требования |
Правила реализации |
1 |
2 |
Создание доброжелательной атмосферы во время общения учителя с детьми |
1. Своевременное реагирование на неудачи и успехи учеников. Использование как осязаемых подкреплений (жетоны, очки, звездочки за успешное выполнение всей работы либо ее части, награждение грамотами за лучшее изделие и т.д.), так и подбадривающих реплик, а также одобрительной мимики. Установление зрительной связи с учениками, нуждающимися в помощи. 2. Тактичность учителя в отношении допускаемых ошибок детей. Никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-либо делать |
Создание ситуации переживаемой радости от преодоленной трудности и полученного результата |
1. Подбор заданий и дидактического материала, ориентированный на ЗБР. 2. Для каждого ребенка из урока в урок планируется постепенное усложнение заданий. 3. Придание слову «надо» личностной направленности: «Тебе надо .! Это сделает тебя умнее .Ты станешь ловким .». После выполнения задания похвала - обязательное дополнение к слову «надо». 4. Тревожных и неуверенных детей- хвалить с удвоенной силой. 5. Похвала — конкретная. (Как красиво ты вылепил цветочек .) |
Использование дидактических игр и игровых упражнений |
1. Выбор продиктован целями, содержанием, этапом урока. Не имеют право быть только развлекательным элементом, должны реализовать познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. 2. Место и характер игры определяется учителем исходя из работоспособности класса, его возбудимости либо заторможенности, сложности материала. 3. Могут служить средством отделения этапа урока, требующего большого интеллектуального напряжения, от следующего. 4. Мыслительные операции во время игры правильно дозированы, иначе игра становится утомительной либо недоступной. |
5. Количество правил ограничено 2—3 условиями. 6. Слабым ученикам помощь, по возможности, скрытая от других учеников, чтобы создать впечатление равноценности участия, предоставление упрощенного материала игры. 7. При неоднократном применении игры, чтобы интерес не снижался, внести изменения за счет оборудования (ввод новых предметов, картинок, условных обозначений) или введения новых правил. 8. Необходима заинтересованность педагога в результатах игры. 9. По завершении игры — выявление победителя (ученика или группы). Важно наличие эмоционального момента - поздравление победителя, вручение игровых фишек, жетонов и т.д. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса | |
Использование музыкальных произведений, фонограмм звуков природы (голоса птиц, шум дождя и т.д.) |
1. На этапе практической работы. 2. Требование к музыкальным произведениям - художественность, невозможность применения эмоционально напряженных, трагедийных, мрачных произведений, рок- и рэп-музыки |
Использование физкультминуток |
Их содержание соответствует целям, содержанию и этапам урока. Например: а) упражнения на развитие пространственной ориентировки - во время этапа подготовки к восприятию; б) гимнастика пальцев рук для развития моторики предваряет этап практической работы или проводится во время ее |
Самоконтроль как элемент учебной деятельности
Учебная деятельность ― ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направл ...
Игры в воде с дошкольниками
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Иг ...
Понятие технологического образования
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.